Глянцевый журнал — прибыльный бизнес или безнадежное дело?

Издательское дело пользуется большой популярностью у иркутских предпринимателей

С недавних пор сибиряки могут заметить интересную тенденцию: на печатном рынке всплеск иркутского глянца. Так называют периодические издания в формате журналов, в основном рекламно-развлекательного характера. В одном киоске можно лицезреть несколько изданий по недвижимости, интерьеру, автотранспорту, туризму и стилю жизни. И все они делаются в Иркутске. Издательский бизнес стал приносить хороший доход? Еженедельник «СМ Номер один» в рамках популярной рубрики «Свое дело» расскажет о путях становления и развития того или иного бизнеса, поделится секретами грамотного менеджмента и поведает обо всех подводных камнях, которые могут подстерегать неискушенного предпринимателя. Сегодня поговорим о том, выгодно или нет сделать свой журнал.

Все хотят на глянец

Знатоки издательского бизнеса считают, что интерес к выпуску полиграфической продукции вызван готовностью рынка. Местные фирмы согласны вкладывать хорошие деньги в формирование имиджа компании, и реклама в глянцевых изданиях является не только эффективной, но и менее затратной, в отличие от ТВ и радио.

Приобретая журнал, потенциальный клиент в первую очередь обратит внимание на красочность, качество бумаги, четкость исполнения печати. Глянец лежит на рецепшенах гостиниц, салонов красоты, фитнес-студий. Их подают в ресторанах во время ожидания заказа, дарят постоянным клиентам, распространяют бесплатно на выставках.

Как правило, интерес рекламодателя вызывает целевая аудитория журнала, поэтому его стараются ориентировать на обеспеченных людей, активных потребителей. Явная успешность среди читателей и рекламодателей некоторых журналов сделала производство этого вида СМИ весьма привлекательным для бизнесменов, однако зачастую издавать журнал берутся люди, которые не имеют никакого отношения к издательству, журналистике или рекламе.

Известны случаи, когда выпускать свой журнал пытались хозяева мелких фирм, специализирующихся на пластиковых окнах, и бутиков с турецкой и китайской одеждой. К сожалению, это накладывает общий отпечаток на качество подачи информационных материалов, периодичность выходов СМИ и длительность его существования на прилавке. В большинстве случаев иркутские журналы носят справочно-рекламный характер и пытаются выжить за счет продажи рекламных площадей, но даже такая тактика не помогает им долгое время держаться на плаву без вливаний денег со стороны. Итак, давайте рассмотрим все подводные камни этого заманчивого, на первый взгляд, бизнеса.

Как зарегистрировать издание?

Во все времена собственный журнал, газета были увлекательным, дорогим и ответственным удовольствием. Какую бы тематику и характер ни имело СМИ, его деятельность контролирует Министерство культуры и массовой коммуникации РФ.

После принятия решения о выпуске журнала учредителю необходимо пройти ряд процедур. До регистрации разрешено выпускать только 999 экземпляров (меньше тысячи штук), но с таким тиражом дело на ноги не поставишь. Для осуществления регистрации СМИ в Иркутске необходимо представить в Восточно-Сибирское управление Росохранкультуры соответствующий пакет документов: заявление на регистрацию, документ, удостоверяющий уплату государственной пошлины в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Госпошлина на регистрацию рекламного издания увеличена в 5 раз.

Далее необходимо приготовить устав редакции, выписку из Единого государственного реестра юридических лиц (при подаче заявления юридическим лицом), свидетельство о государственной регистрации учредителя, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе учредителя — юридического лица, ксерокопия паспорта для учредителя — физического лица. Документы на регистрацию СМИ принимаются по почте либо в приемные дни. В соответствии со ст. 8 Закона «О средствах массовой информации» заявление о регистрации подлежит рассмотрению регистрирующим органом в месячный срок с даты подачи документов.

Название должно быть неповторимым

Учредителем СМИ может стать как физическое, так и юридическое лицо. В графе «Учредитель» для юридических лиц указывается организационно-правовая форма (ООО, ЗАО), полное наименование, юридический адрес, банковские реквизиты; для физических лиц — ФИО, паспортные данные, адрес места жительства.

При заполнении заявления в графе «Учредитель» и «Адрес редакции» указывается фактическое местонахождение учредителя и редакции. Допускается, чтобы адрес редакции совпадал с адресом учредителя.

Особое внимание во время регистрации уделяется будущему названию СМИ: возможно, кто-то уже выпускает журнал под таким оригинальным именем, и это приостановит процесс регистрации. Предварительная проверка в Реестре СМИ названий на повторяемость не производится. Реестр зарегистрированных на территории РФ СМИ находится на сайте Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. При оформлении изданий, специализирующихся в области рекламы, необходимо указывать: «Рекламное СМИ» или «Рекламное издание». Кстати, налогообложение при издании рекламной продукции, эротической литературы меняется в сторону увеличения.

Продать или раздать?

Пока пакет необходимых документов проходит государственную регистрацию, есть время подготовить благоприятную почву для выхода новорожденного детища в свет. Как правило, есть два пути реализации: первый — киоски, супермаркеты, второй — бесплатное распространение.

Первый путь является наиболее солидным, но менее распространенным по ряду причин. Во-первых, для вхождения на рынок необходимо каждой компании, занимающейся продажей периодической продукции (Облмашинформ, «Пресс-медиа», «Иркутск-Печать» и так далее), уплатить взнос, около 10 000 рублей. Но и это еще не все.

Чтобы ваш журнал не затерялся среди изобилия печатной продукции на прилавке, необходимо ежемесячно оплачивать так называемую приоритетную выкладку, когда киоскер будет именно ваше издание класть сверху других, фактически особо предлагая его покупателям. Это 7000—10000 рублей.

Существует еще один нюанс с распространением в розничной сети — низкая продажная емкость рынка. Дистрибьюторы часто не желают брать большое количество экземпляров нераскрученного издания, как правило ограничиваются 600—1000 экземплярами. Рынок продающихся иркутских журналов пока только формируется, поэтому не удается без больших потерь распродать даже средний тираж — 5000 экземпляров по области: практика доказывает, что такое количество в нынешних условиях превышает спрос.

Многие издатели не готовы нести подобные затраты и выбирают другую систему распространения. В настоящее время в Иркутске глянцевые бесплатные издания безвозмездно берут рестораны, клиники, центры отдыха, магазины, пиццерии, клубы, салоны и автомойки.

Информация быстро достигает покупателя, реклама работает, и даже заведение-распространитель в накладе не остается: клиент обслужен, развлечен и уходит не с пустыми руками. Но и такая схема не позволяет сделать издательский бизнес прибыльным и доходным — мешают конкуренты. В Иркутске эту нишу давно занял сетевой журнал, тираж которого в последнее время вырос до 40 000 экземпляров. На его базе открываются и другие рекламно-информационные журналы, которые также распространяются бесплатно.

Молодая редакция желает познакомиться... со спонсором

Теперь следует обзавестись офисом, где будет размещаться редакция.

В зависимости от района цена на аренду коммерческой недвижимости колеблется от 600—12000 рублей/кв. м. Оргтехника — компьютеры, сканер, принтер, диски, факс, телефон — 100 000—150 000 рублей. Реклама на радио или ТВ, в телефонном справочнике — минимум 50 000 рублей/ месяц. Профессиональный сайт издания — 10 000 рублей.

Печать издания в типографии также предполагает внушительные затраты. В целом цены в компаниях равнозначны, но разные сроки выполнения работ и качество. На стоимость печати влияют количество полос, формат издания и качество бумаги. Например, печать журнала формата А5 и объемом 36 полос обойдется в среднем в 85000—90000 рублей за 4000 экземпляров.

Все-таки 70% цены журнала — это дистрибуция и печать. Типографские услуги у нас дорогие. Возможно, все эти затраты окупятся объемом собранной рекламы и выручкой от распространения тиража. Стоит также прибавить текущие траты на связь, Интернет, охрану. Если менеджеры по рекламе могут получать зарплату в виде процентов от проданной рекламной площади журнала, то заработную плату дизайнеру и журналистам придется также выдавать из прибыли.

Еще одна проблема встает на пути у молодого журнала — нежелание рекламодателей идти в неизвестное издание. Ни скидки, ни низкие расценки не привлекают маркетинговые отделы крупных компаний: все они уже давно сотрудничают с устоявшимися и преуспевающими СМИ и рекламными агентствами. Предприниматель может несколько месяцев, а то и лет быть в убытке, работать только на окупаемость печати тиражей, собственную рекламу и заработную плату сотрудников.

По данным Восточно-Сибирского управления Росохранкультуры, на 1 апреля 2007 года в Иркутской области было зарегистрировано 745 печатных СМИ. Из них реально работают 60—70% изданий. Если вы все-таки надумали издавать свой журнал — проверьте, есть ли у вас деньги хотя бы на обложку.

Себестоимость выхода одного номера (всего тиража) — примерно от 200 000 рублей. Если они у вас есть, обдумайте концепцию вашей глянцевой мечты — и удачи!

Смета

На что придется потратиться без учета зарплаты сотрудникам

10 000 руб. — взнос компании-распространителю

7000—10000 руб. — приоритетная выкладка

30000—50000 руб. в месяц — аренда помещения

100000—150000 руб. — оргтехника (компьютеры, сканер, принтер, диски, факс, телефон)

От 50 000 рублей в месяц — реклама на радио или ТВ, в телефонном справочнике

10 000 рублей — профессиональный сайт издания в Интернете

85000—90000 рублей (за тираж 4000 экземпляров) — пример стоимости печати журнала формата А5 и объемом 36 полос

От 200 000 рублей — себестоимость выхода одного номера (всего тиража)

Метки:
baikalpress_id:  8 013