В Иркутске действует экстремистская организация «Нурджулар»

Члены секты пытались проповедовать опасное учение среди иркутской молодежи

В конце мая этого года суд Москвы признал экстремистскими русские переводы четырнадцати книг турецкого философа Саида Нурси. То, что эти книги являются экстремистскими, доказала социально-психологическая и психолого-лингвистическая экспертиза текстов, выполненная Институтом языкознания РАН и Институтом психологии РАН. Несмотря на это, нурсизм пытался пустить корни в Иркутске и члены секты «Нурджулар», основателем которой и является Саид Нурси, еще лелеют надежду осуществить свою главную задачу: сформировать исламское мировоззрение и захватить Россию без всякого джихада.

Сектанты вербовали новых последователей учения через магазины кожи

Последователи организации «Нурджулар» действуют в Иркутске неофициально еще с 90-х годов. Члены секты, запрещенной в стране своего рождения — Турции, отправились распространять учение по всему миру, ее отделения действовали практически во всех регионах России, где есть люди, исповедующие ислам. Нурсисты работали через организации «Серхат», «Эфляк», фонды «Торос», «Толеранс», «Уфук» и, по мнению экспертов, могли решать различные задачи в интересах зарубежных разведок.

Секта также была тесно связана с организациями, которые оказывали помощь бандформированиям в Чечне, и имела прочные контакты с радикальной националистической организацией «Серые волки».

К 2001 году деятельность многих членов организации «Нурджулар» на территории России была пресечена. Только из Иркутска депортировали 11 граждан Турции, в числе которых были и активные члены секты, «преподававшие турецкий язык» в Иркутском государственном университете и школе № 72.

Фонд «Уфук», представляющий секту «Нурджулар», был зарегистрирован в 1995 году в Улан-Удэ, а в 1996-м в Иркутске открылся его филиал. В 2000 году в столице Восточной Сибири появился еще и Турецкий культурный центр, только вот адрес у центра и фонда «Уфук» был один и тот же.

Сотрудники центра и фонда вели активную работу среди молодежи, в 1996 году «Уфук» подписал договор с международным факультетом ИГУ, и студентам под прикрытием курсов турецкого языка стали преподавать нурсизм. Кроме того, Турецкий культурный центр начал издавать в Иркутске журнал Privet, в котором печатались интервью с активными деятелями секты.

Через непродолжительное время турки почувствовали себя в Иркутске как дома. Они начали открывать здесь магазины кожи, кафе, пекарни. К сведению: в Ростове-на-Дону и Уфе в 2003—2004 годах были ликвидированы филиалы организации «Нурджулар», и в обоих случаях члены секты, граждане Турции, работали под прикрытием магазинов по продаже кожаной одежды. Последователей запрещенного учения они вербовали среди покупателей.

Еще более серьезная ситуация сложилась в то время в Бурятии, где представители фонда «Уфук» открыли бурятско-турецкий лицей для мальчиков. Причем произошло это уже после того, как руководитель иркутского отделения фонда «Уфук» Боджа Тарык возглавил подобный лицей в Карачаево-Черкесии, и, попав под подозрение, на допросе признался: лицей задумывался и действовал как структурное подразделение экстремистской секты «Нурджулар». Кстати, выпускниками подобных лицеев являлись многие чеченские боевики, и неизвестно, чему бы научили нурсисты бурятских лицеистов, если бы не были вовремя высланы из страны.

Нурсистам оплачивали все расходы

После выдворения турков свято место пусто не оказалось — его заняли уже подготовленные ученики, в частности гражданин Узбекистана Анвар Зарипов.

Зарипов мог читать Коран по-арабски, и это позволило ему бывать иногда впереди стоящим на молитве, то есть имамом. В мечети он знакомился с прихожанами и приглашал их на квартиру, где читал уже совсем другие проповеди. Анвар сумел проникнуть и в исправительные учреждения Иркутской области, где также рассказывал мусульманам о Саиде Нурси и его книгах.

В 2004 году Зарипова задержали сотрудники УФСБ по Иркутской области. Во время обыска у него была изъята та самая литература, которую в конце мая этого года суд Москвы признал экстремистской. Анвар Зарипов был выдворен в Узбекистан, и право въезда в Россию для него оказалось закрыто на пять лет. Тем не менее за время своей деятельности Анвар успел подготовить новых последователей опасного течения, которые продолжают свою деятельность в Иркутске.

Имам-хатыб Иркутской соборной мечети Фарид Мингалеев не исключает, что нурсисты в Иркутске действуют и сейчас. Уже после того, как Зарипова выслали из страны, имам повстречал в городе некоего Абдухалима, который жил в квартире нурсистов до Анвара, в 2001—2002 годах.

Абдухалим сказал имаму, что приехал в Иркутск работать на стройке. Однако такой род занятий, наверное, не совсем подходит человеку, окончившему институт иностранных языков.

По словам Фарида Мингалеева, большинство из когда-либо действовавших в Иркутске нурсистов составляют уроженцы Самарканда и Бухары, то есть таджики с гражданством Узбекистана. Молодые образованные ребята приезжали в столицу Восточной Сибири обычно по двое и, устроившись на квартире, начинали заводить новые знакомства.

— Они нигде не работали и никогда не брали пожертвований. Их финансировали, все расходы оплачивались полностью, — рассказывает Фарид Мингалеев. — Так как у нас в мечети существует проблема с кадрами, мы иногда просили их читать молитвы или проводить обряды. Так вот за обряды (поминовения, за здравие и др.) они не брали ни копейки и этим очень привлекали прихожан мечети.

В квартиру к нурсистам, по словам имама, народ часто ходил потому, что там всегда можно было и хорошо поужинать, и переночевать. Проповеди там также обычно начинались с чаепития, обеда или ужина. А после молитв собравшимся читали избранные главы из книг Саида Нурси, а затем объясняли, как нужно понимать услышанное.

— Я иногда сам приходил на эту квартиру, и книги Нурси мне давали, но я их в своей работе не применял, — замечает имам. — В этих книгах рассказывается, как следует поступать в определенных ситуациях и как нельзя. Коран дает конкретные правила, а в книгах Нурси все объясняется на примерах — жил, допустим, человек такой-то и сделал он так-то, а другой человек поступил по-другому. В конце делается вывод: как правильно. Нурсизм — это не традиционное течение, как суффизм или ваххабизм.

Сейчас среди прихожан Иркутской мечети есть представители практически всех народов России, стран СНГ и ближнего зарубежья, исповедующих ислам. Однако больше всего таджиков и узбеков.

По словам Фарида Мингалеева, мусульманская община в Иркутской области многонациональная, но слабо организованная — люди разделены по землячествам. В данной ситуации присутствие нурсистов в общине не исключается, и при их финансовых возможностях влияние организации «Нурджулар» на мусульман области может быть довольно весомым.

Справка «СМ Номер один»

Международное религиозное общество «Нурджулар» было создано в начале XX века в Турции. Основатель общества — Саид Нурси, автор 14-томного сочинения «Рисале и Hyp». При жизни Саид Нурси имел около пяти миллионов последователей. После смерти лидера 40 его учеников образовали 40 самостоятельных течений, названных их именами. Несмотря на некоторые непринципиальные отличия, цель общества и идеология едины, а именно: добиться реального влияния и управления в тюркоязычных и мусульманских странах в интересах общества. Для достижения этих целей поставлена задача по вовлечению в свои ряды новых сторонников, их воспитанию в учебных заведениях и внедрению в государственные, военные, правоохранительные структуры, органы власти в стране пребывания. Наиболее мощным в организационном и финансовом плане течением «Нурджулар» является направление «Фетуллахчилар», лидером которого является Фетуллах Гюлен, бывший имам мечети города Измир. После военного переворота 1980 года он был вынужден эмигрировать в Европу, где объединил в своих рядах выходцев из Турции и балканских стран. Одним из основных методов привлечения сторонников в секту являются воздействие и пропаганда своих идей через средства массовой информации. На данный момент под контролем «Фетуллахчилар» находятся многочисленные СМИ.

Труды Нурси и его последователя Фетхуллаха Гюллена запрещены во многих странах, в том числе и в самой Турции. В книгах нурсисты призывают свергнуть светское правительство и заменить его шариатским. По данным международных разведок, нурсисты связаны с террористической организацией «Серые волки». Большинство сектантов — крупные бизнесмены, которые создали империю крупного капитала, контролирующую за границей влиятельные медиа-структуры.

Располагая значительными финансовыми ресурсами, организация имеет сотни учебных заведений во многих странах. В ее планы входит подготовка боевиков-камикадзе, а также учеников, которые в будущем должны занять ключевые посты в экономике, науке и управленческих структурах разных стран, в том числе и России.

Метки:
baikalpress_id:  8 009