Больше скорость — меньше ям?

Дорожные условия часто являются лишь сопутствующим фактором при несоблюдении скоростного режима

Каждый водитель сталкивался с ситуацией налета на глубокую яму, спрятавшуюся в луже, или невидимую в грязи, или погребенную под снегом... После подобной встречи кому-то везет, но в основном у большинства начинает стучать подвеска, машину ведет в сторону или, еще хуже, вылетает колесо. Что делает рядовой водитель в подобной ситуации? Как правило, доставляет машину в автосервис. И никому не приходит в голову привлечь к ответу тех, кто виноват в поломке машины, а именно дорожные службы, ответственные за тот или иной участок. Но есть и другая сторона медали: средняя скорость на наших дорогах, абсолютно не соответствующая предписывающим знакам, а иногда и сильно превышающая норму. В этом случае дорожные условия бывают сопутствующим фактором, но никак не ведущим. О том, как справляться с дорожными неприятностями и обезопасить себя и свой автомобиль, мы и поговорим.

За что можно предъявлять претензии?

Бывают случаи, когда вина дорожных служб просто не вызывает сомнения: неухоженный участок дороги, не поставленные вовремя знаки. Но бывает так, что вину за случившееся можно назвать совокупной: при явно плохих дорожных условиях скорость была такой, что водитель просто не успел сманеврировать.

Если виновата дорога, вину обслуживающих ее служб все равно придется доказывать в суде. Если речь идет о вырытом котловане, ситуация упрощается в разы. Но, помня знаменитую поговорку «Какой русский не любит быстрой езды!», можно с уверенностью объяснить, почему так мало исковых заявлений по поводу дорожных проблем поступает в суды.

Как это правильно сделать?

По словам Елены Наумовой, сотрудницы пресс-службы ГИБДД УВД по г. Иркутску, если ваша машина пострадала не по вашей вине, а по вине дорожных служб и вы намерены привлечь к ответу виновных, то вам нужно:

— вызвать экипаж ГИБДД, который оформит дорожно-транспортное происшествие и зафиксирует все моменты;

— подписать схему ДТП, удостоверившись, что зафиксированы все замеры на месте происшествия;

— через выездной экипаж, который оформляет происшествия, нужно вызвать инспектора дорожного надзора того отделения ГАИ, на чьей территории произошло ДТП;

— вызвать эвакуатор, чтобы перевезти машину на место стоянки или ремонта;

— провести экспертизу, которая докажет, что поломка случилась из-за дорожных условий либо по халатности дорожных служб;

— подать исковое заявление в суд. (Ваш адвокат должен выяснить, кому принадлежит та яма или люк либо кто вел дорожные работы, чтобы было с кем судиться.)

Что советуют сотрудники ГИБДД?

Как посоветовал Иван Добровольский, сотрудник ГИБДД УВД г. Иркутска, по нашим дорогам лучше просто не гонять: «Если вы едете с разрешенной скоростью, то вам ничего не помешает вовремя объехать яму или притормозить перед препятствием».

Как показывает практика, обычно дорожные условия являются сопутствующим обстоятельством. Таких примеров очень много: объезжал яму и задел рядом проезжавшую машину; заметил препятствие, притормозил, а водитель сзади идущей машины не успел среагировать, итог — столкновение. Причина: говорил по телефону за рулем, поэтому не заметил открытого люка...

Учимся ездить по иркутским дорогам

Преподаватели Иркутского центра высшего водительского мастерства Сергей и Алексей Степановы считают, что манера вождения должна быть у всех водителей размеренной. Это, естественно, не освобождает дорожные службы от ответственности, но и не дает нам повода расслабляться.

Весной всегда дорога в неудовлетворительном состоянии, это знают все водители. Последствия таяния снега, прохождения тяжелых грузовых машин и разные другие факторы приводят наши дороги в плачевное состояние, но тем не менее многие водители на скорости минимум 100 км в час пытаются объехать все имеющиеся многочисленные ямки. Не у всех это получается, не все справляются, но каждый раз водители вместо понижения скорости проверяют любимый автомобиль, свою и чужую безопасность на прочность. Итог таких проверок почти всегда неутешителен. Это пробитые колеса, разбитые подвески и т. д.

Есть классические приемы, которые позволяют проходить различные дорожные неровности абсолютно без последствий для автомобиля. Раллисты считают, что подвеска автомобиля сама по себе не ломается. Ее разрушают неумелые действия водителя.

Прямые колеса и правильное торможение

Водители даже с небольшим стажем вождения, наверное, замечали, что пропущенная по каким-либо причинам яма становилась для автомобиля менее травматичной, если машина проходила ее на прямых колесах, потому что автомобиль изначально создан для прямолинейного движения. И конструкция подвески такова, что при прямо стоящих колесах она может держать удар гораздо большей силы. Хотя некоторые водители умудряются сломать ее и в этом случае (если будут влетать, например, в яму на тормозах).

Что происходит в этот момент? Как вы знаете, автомобиль при торможении клюет носом. Более 60% веса при торможении (двигателем, рабочим тормозом или комбинированным способом) смещается на передние колеса. Соответственно, пружины сжаты, и в момент удара подвеска неспособна полностью погасить удар вследствие ограниченного хода. И все передается на силовые элементы автомобиля. Усугубляется все это интенсивным торможением с последующей блокировкой колес, после которой обычно в лучшем случае приходится менять пробитую покрышку, в худшем — еще и колесный диск, шаровые, рулевые, рычаг... А в сервисе потом говорят, что на вашей машине невозможно отрегулировать развал, потому что лонжероны или брызговики, что называется, пошли.

Что важно знать

По словам Алексея и Сергея Степановых, всего-то необходимо перед препятствием (например, лежачим полицейским) отпустить тормоз, а иногда даже добавить газу, чтобы воспользоваться обратной реакцией автомобиля на загрузку-разгрузку (она еще называется продольной) и усилить ее, проехав по препятствию на вывешенной передней подвеске. И далее, чтобы разгрузить заднюю ось, коротким импульсом надо нажать на тормоз. Вес опять сместится на переднюю ось. Однако это достаточно сложный прием, так как задние колеса отстают от передних на десятые доли секунды. В первую очередь необходимо заботиться о передних управляемых колесах, а посему перед препятствием отпускайте тормозную педаль (хотя это непросто психологически) и ставьте передние колеса в положение прямо. Только так вы сохраните переднюю подвеску своего автомобиля, а также управляемость и устойчивость.

А как быть, когда препятствие с какой-то одной стороны? Например, открытый колодец или какая-то яма и нет возможности ее объехать или затормозить. Для этого существует боковая разгрузка. Она достигается скоростным рулением. Прием представляет сложность скорее психологическую, нежели практическую. Техника такова: необходимо резко, рывком повернуть руль без перехвата в сторону препятствия (!) не менее чем на 90 градусов и тотчас с той же скоростью выровнять его.

Маневр необходимо выполнять, когда препятствие скрывается под вашим бампером. Тут очень важна скорость выполнения. Физика проста. При повороте вес смещается на наружное к повороту колесо, разгружая тем самым внутреннее, которое направлено на препятствие. Хочется добавить, что при определенной тренировке этот прием позволяет безболезненно преодолевать открытые канализационные колодцы без каких-либо последствий для подвески. Нужно, однако, отметить, что применять этот прием в условиях плотного дорожного движения не рекомендуется, так как можно вызвать неадекватную реакцию со стороны других водителей.

Еще раз акцентируем внимание на то, что эти приемы необходимо применять, только когда вы по каким-то причинам не заметили то или иное препятствие и нет возможности его объезда.

Интересный и грустный случай

Несколько лет назад иркутские сотрудники ГИБДД наблюдали следующую ситуацию, которая происходила на их глазах на улице Пискунова. Дорогая иномарка, медленно двигаясь по дороге, наехала на металлический лист, который закрывал канализационный люк. С другой стороны листа оказались полуметровые трубы, которые при повороте крышки вошли в салон как в масло. Ужас, растерянность и удивление водителя невозможно было передать: машина за считанные секунды превратилась в металлолом. Этот водитель подал в суд и выиграл дело (разбирательство шло несколько лет, но суд безоговорочно признал водителя правым).

Метки:
baikalpress_id:  19 176