Мастер из Большой Речки 4 года строит деревянный фрегат

Он будет спущен на воду уже в следующем году

Алексей Шутько, проживающий в поселке Большая Речка, известен многим в Иркутской области. Вот уже четвертый год на своем подворье он строит 18-метровый фрегат. Несмотря на то что работы еще непочатый край, мастер надеется, что уже в следующем году ему удастся спустить его на воду.

Алексей Николаевич по специальности геолог, работал в Якутии и Красноярском крае — прошел путь от техника до начальника. Одно из его излюбленных занятий — работа с берестой. У мастера даже есть своего рода музей, где хранятся его изделия из бересты: туески, сундуки, корзины и многое другое. Часть своей коллекции он каждый год отвозит на продажу.

— Я тридцать лет работаю с берестой. Первый туесок сделал в 1972 году, когда был в Якутии, он у меня до сих пор хранится, — рассказывает Алексей Шутько. — Вообще, туески — уникальная вещь, в них можно держать и квас, и бруснику, и грибы. Они долго хранятся, не портятся.

Как-то раз мастер решил построить одиннадцатиметровую железную шхуну. Не понравилась. Пришлось продать приятелю, который с радостью ее купил.

— После того как ее продал, походил, скучно стало, решил сделать деревянный корабль. Не могу сидеть без дела, — смеется Алексей Николаевич. — Начал понемногу собирать материал, заготавливать листвяк, перечитал много книг.

В списке литературы по кораблестроению у мастера есть даже книги 30-х годов выпуска. Как признался строитель, создать фрегат именно Петровской эпохи решил из романтических побуждений.

— Мне кажется, это более романтично: деревянный, три мачты, старинный шпиль. Я не брал за образец какой-то конкретный корабль, а просто общий, но именно тех времен.

У Алексея Николаевича уже готовы два якоря, пушки, которые будут стрелять хлопушками и холостыми снарядами, штурвал; почти готова и русалка. Для ее завершения требуется сделать только лицо. В этом мастеру пообещал помочь друг-художник.

Как отметил умелец, нижнюю часть фрегата, до ватерлинии, он просмолит. Раньше эту часть корабля оковывали медью — чтобы не ел морской жучок-древоточец. У нас такие насекомые не водятся, да и медь дорогая. По подсчетам Алексея Николаевича, чтобы оковать нижнюю часть, необходимо тридцать тысяч долларов.

Односельчане частенько захаживают к строителю — посмотреть, как продвигаются дела, показывают фрегат своим друзьям как достопримечательность Большой Речки.

Находятся и спонсоры, но Алексей Шутько от их помощи отказывается:

— Если я соглашусь на спонсорскую помощь, то уже не буду хозяином, а для меня важнее свобода. Кроме того, существует и риск: вдруг у меня не получится, а здесь уже деньги будут чьи-то вложены.

От помощи друзей мастер также отказался, объясняя это тем, что строит, когда есть желание и время. Все работы он выполняет не спеша, шаг за шагом, чтобы все было сделано надежно и прочно. Количество потраченного материала и его стоимость Алексей аккуратно записывает в тетрадь.

За лето строитель планирует доделать палубу, завершить работу над внутренней отделкой кают и др. Спустить фрегат на воду мастер рассчитывает на четырехполозных санях. Для того чтобы управлять кораблем, необходимо привлечь еще трех помощников. Желающие уже есть.

Некоторые из друзей Алексея Николаевича также занимаются строительством кораблей, правда не таких больших. Так, один из друзей, лесник, по словам строителя, уже практически закончил строительство деревянного корабля.

Над тем, какими будут паруса, один из самых ярких атрибутов корабля, Алексей Шутько уже подумывал и выбрал классический белый цвет.

— Моя внучка Марина любит все яркое, предложила малиновые. Но такие мы сделаем позже. На маленькую яхточку, которую я сделаю специально для внучки, — смеется Алексей Николаевич.

Метки:
baikalpress_id:  19 162