Пожарные Усть-Орды собрали себе две машины

В случае необходимости они и спецодежду могут сшить — было бы из чего

Не от хорошей жизни, а по большой необходимости пожарная часть № 1 поселка Усть-Ордынского стала еще и автомеханической мастерской. Работники пожарной части, не надеясь больше на государство, сами собрали две пожарные машины. — Ну а как быть? Приезжаем на пожар, а люди и говорят: «Ну вот, опять без воды приехали», — разводит руками водитель Георгий Татаринов.

Зона ответственности — до 90 километров

В пожарной части машины были совсем гнилые. А выездов по вызовам бывает до восьми за одну только смену. Все зависит от погоды: если ветреная (а такая была добрую половину мая), то караулы все время на колесах, а если затишье, как сейчас, тогда можно немного расслабиться.

Пожарная часть № 1 обслуживает не только Усть-Орду, но и деревни на расстоянии до 90 км. Бывает, что одна машина, не заходя в гараж, объезжает сразу 3—4 пожара. И пожары-то бывают разной сложности. Если грамотный поджог, то хоть тремя машинами огонь туши — все равно трудно остановить. Бывают просто неприятные случайности, как в деревне Капсал: горел сеновал, а когда приехали пожарные и для тушения были открыты ворота, очень сильный порыв ветра в эти ворота раздул огонь так, что тот перекинулся на дом. Все сгорело. Хорошо хоть дом стоял на краю деревни.

— Сложно тушить, это же деревня. А машины-то у нас списывать пора. У одной бочка для воды сгнила напрочь. Бежала, бежала, мы ее варили — а толку нет.

Ту несчастную бочку переваривали бесконечное количество раз. Но течь была такая, что за сутки выливалось из этой бочки в общей сложности столько же, сколько вмещалось. Вообще, говорят пожарные, машины отработали свой ресурс.

Детали из кладовок и со свалок

Когда пришла обещанная новая машина — заводская, красивая, — пришло и разочарование: бочка для воды на ней оказалась просто непозволительно маленького объема.

— Когда этот «Урал» пришел, мы думали, что бочка у него большая будет — на шесть кубов. А оказалось — только на три. А что такое три куба? Этим даже и огонь не всегда собьешь, а уж потушить — исключено. Пять минут тушения — и нету бочки, — говорит начальник караула Андрей Дячок.

Погоревали, поразочаровывались огнеборцы. Но начальство предложило выход: сделать машины самим, из старых, списанных собрать новые. Тем более что все, кто служит в пожарной части — и пожарные и, естественно, водители, — так или иначе имели дело с техникой.

— У нас же деревня, люди на все руки мастера. В пожарной части у нас и каменщики, и плотники, и механики, и даже художник есть. Все можем... — смеется начальник караула Андрей Дячок.

Другого выхода все равно не было, пришлось мастерить машины самим. Детали собирали отовсюду: выпрашивали по пожарным караулам, тащили из дома, у кого что нашлось, собирали по свалкам. Бочки — самое важное в пожарной машине — искало начальство, их ведь просто так нигде не возьмешь. Мечта пожарных — машина с бочкой объемом 12 кубов. Но это страшная редкость, одно слово — мечта. Где же такую можно взять?

— Э-э, где же взять! Да нету сейчас таких. В советское время еще можно было найти. Единственная такая есть у коммунальщиков, в комхозе. Однажды они помогали нам тушить, так это просто красота — льешь, а вода не кончается! — говорит Андрей Дячок.

Сборка в четыре смены

Первая машина, к которой усть-ордынские пожарные приложили руку, была списанной. Бочку к ней нашли сами, двигатель собрали сами, все, что под капотом, тоже дело собственных рук. Родной насос заменили на тракторный. Всю эту сборную красоту покрасили в пожарные цвета — красный и белый.

— Два караула посменно шлифовали ее: сначала одни, смена закончилась — другие. А третий караул покрасил, — рассказывает водитель Иннокентий Хичибеев.

Вторую машину, «Урал», делали из сгнившей, полностью перебирали двигатель, заменили бочку. Сейчас эта машина выглядит не слишком презентабельно — ее еще не красили, ждут теплых дней. К ней детали также искали на свалках, собирали по домашним закромам.

На восстановление обеих машин ушел год — трудно было найти все необходимое. Да и работали в свободное от основной работы время — если нет вызова на пожар. Участие в этом благом деле принимали около сорока человек — все четыре караула части. Естественно, на общественных началах. Бывало, до часу ночи ковырялись...

— Вот третью машину собираем, — с гордостью говорят пожарные и водители.

Третья машина, предположительно, уедет из Усть-Орды в деревню Тугутуй или в Харат, время в пути до которого из Усть-Орды — полчаса, они могут сыграть решающую роль в исходе пожара.

Мастера широкого профиля

Есть, конечно, недостатки у собранных руками машин. Например, бочки лучше бы заводские поставить — они прогудроненные, сделанные как надо, чтобы зимой вода не замерзала. (Вообще, от погодных условий очень многое зависит. Вспоминают, как поехали на пожар в 50 градусов и, как на грех, прихватило радиатор...). Но вот ведь прислали заводской объем — 3 практически бесполезных куба, курам на смех.

— Если этого мало, почему заводы такие бочки выпускают?

— Выпускают машины и с большим объемом. Но тут уже вопрос, как распределяются эти машины.

Пожарные говорят, что обещали им еще машину — как раз с объемом бочки 6 кубов. Но свои, собранные руками 40 человек, они отдавать не собираются.

Прилагать свои умения не только к пожарному делу здесь привыкли давно. Приехали однажды в их часть проверяющие, посмотрели на бетонные стены комнаты отдыха, на столовую и сказали, что на зоне и то лучше живут. Обиделись пожарные — и собственными силами обшили бетонные стены деревом, сделали навесной потолок. Так что теперь не стыдно и корреспондентов пригласить:

— Посмотрите, все сами делали. Аквариум даже есть. Его, правда, купили, — смеются пожарные.

Хроническое отсутствие финансирование их, конечно, не бодрит. Но уже и не вселяет такого уныния. И даже служит поводом для шуток. Нет, например, спецодежды — денег на нее не хватает, так смеются, привыкнув надеяться только на себя:

— К Сур-Харбану, может быть, дадут. К празднику даже дороги ремонтируют. А если не дадут, так сами сошьем. Машинки пускай дадут, материал — и сошьем. А почему бы и нет?..

Метки:
baikalpress_id:  20 063