«Изгнание»: фильм, который следует ждать

В 2003 году малоизвестный сериальный режиссер Андрей Звягинцев снял драму «Возвращение» — про непростые отношения отца и сыновей, про непонимание и гордыню, про раскаяние и осознание, про многое другое, обращенное к зрителю и на него воздействующее. Эта картина, возникшая, как показалось, из ниоткуда, сперва внезапно сумела занять прочное место на престижнейшем Каннском фестивале авторского кино, а затем и заполучить «Золотого льва» и «Льва будущего», ошеломив критиков ясностью выразительности и безысходным, не оставляющим иного выбора финалом. Тогда об этом фильме много говорили и писали, его даже вроде бы как рекламировали в связи с успехом прорыва на международном уровне. Потом потрясающую, оставляющую такой след в сознании картину немного оставили в покое, слегка «отложив» на время и ее режиссера.

И вот теперь создатель «Возвращения» Андрей Звягинцев снова на виду, и повод примерно схожий с тем, что был четыре года назад. Потому что новый его фильм — «Изгнание» — поедет на тот самый фестиваль и основу нового его творения составит все тот же экзистенциализм, философия существования человека в мире и его отношения к этому миру. Философия непростая, заключающаяся в поиске смысла жизни и поэтому вряд ли мыслимая конкретными категориями.

Фестиваль состоится 16—27 мая, и противники у Звягинцева будут серьезнейшие — как наш же отечественный режиссер Александр Сокуров (что, кстати, трактуется сегодняшней прессой примерно как дополнительное достижение российского кинематографа — не поспоришь), так и иностранные «титаны» Квентина Тарантино, Эмира Кустурицы и Майкла Мура.

Главный же контингент претендентов на номинации будут составлять дебютанты — 13 из 21. Противник опасный, поскольку неизвестно, чего от него ждать и нет ли в его рядах второго Звягинцева.

В связи же с фильмом «Изгнание» можно задать два вопроса: что о нем известно и что от него ждать российскому зрителю? Первое из разряда доступной информации, а второе из среды аналитической, предполагающе-обрабатывающей.

А известно пока что немного. Что это фильм по рассказу (в иных местах именуемого повестью) Уильяма Сарояна «Смешное дело» (в оригинале — The Laughing Matter), вернее по его мотивам. Что в фильме снова будут сниматься открытый Звягинцевым актер Лавроненко, делящий с Машковым титул самого брутального, а еще Мария Бонневи, Александр Балуев, Дмитрий Ульянов. Что общая протяженность «Изгнания» — примерно два с половиной часа. Что на двадцатой минуте в фильме, согласно словам самого Звягинцева, будет такой момент, после которого не досмотреть действие будет уже невозможно (в последнее особенно хочется верить, особенно учитывая то, как в предшественнике «Изгнания» — «Возвращении» — обыгран кульминационно-откровенческий миг гибели отца, производящий по-настоящему шоковое впечатление). Что основа сюжета — опять те же взаимоотношения между ограниченным кругом людей, неразрывно связанных и чем-то отдаленных друг от друга. В первом фильме были отец и сыновья. Во втором — муж и жена.

Теперь по поводу того, что ждать от этой картины российскому зрителю, то есть нам с вами. Звягинцев показал себя очень нетрадиционным режиссером, с головой, не испорченной вгиковскими наработками, серьезно относящийся к постановке (2 фильма за 4 года, один из которых точно гениальный, оба пробились на высший уровень признания — это о чем-то говорит) и умеющий не отделять форму от содержания, как нынче делается, а сделать первую продолжением второго, усиливающим его и объясняющим.

Первую картину он (по его же словам) обратил именно к российскому зрителю, убрал из нее все лишнее, оставив только психологизм отношений и философскую глубину проблемы на фоне бьюще-ярких красок окружающего отстраненного мира. Однако ему рукоплескали люди, от России весьма далекие. Вторая, по-видимому, сделана по той же рецептуре, судя по тому, что о ней говорят, и по тому, что о ней уже известно.

Наверное, стоит увидеть этот фильм. Вот только как это будет сделать? «Возвращение» не было особо доступно (разве что на дисках), прошло в ограниченном прокате (14 кинотеатров, октябрь-ноябрь 2003 года) и на наше телевидение пришло совсем недавно (например, с месяц назад его показали по REN TV, причем, по-видимому, совершенно случайно, вместо сериала «Пантера» и каких-то телешоу).

Вряд ли что-то окажется существенно иначе с «Изгнанием». Но, если фильм окажется не «фальшивкой», если в нем все будет так же, как и в «Возвращении», и вместе с тем иначе, по-другому, то его просмотр окажется ненапрасным. Потому что, если человек будет способен понять и осознать, в его душе обязательно что-то изменится. Быть может, он получит укор или станет просто добрее и осторожнее. Потому что в первой картине Андрей Звягинцев сказал нам простейшую истину: мы не всемогущи. И наверняка он что-то попытается узнать и во второй...

Метки:
baikalpress_id:  7 403