Иркутский школьник набросился на учителя с ножом

Одиннадцатиклассник объясняет поступок нашедшим на него затмением

В минувшую субботу в реанимацию областной клинической больницы поступила 49-летняя женщина с множественными ножевыми ранениями. Медики немедленно сообщили о случившемся в дежурную часть. Милиция выяснила, что женщина является преподавателем физики в иркутской школе № 57, а скрывшийся с места преступления и задержанный позднее молодой человек оказался не успевающим по физике учеником 11-го класса этой же школы. Сейчас школьник находится на подписке о невыезде. Заведено уголовное дело по ст. 111, ч. 1 УК РФ («Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью»). Ведется следствие.

Последняя попытка уладить отношения?

Одиннадцатиклассник 57-й школы г. Иркутска Алексей К. в минувшую субботу, 5 мая, рано утром, перед занятиями, ждал учительницу физики возле ее подъезда. Ждал упорно, хотел поговорить. Встреча с учеником стала для 49-летней женщины полной неожиданностью. Но разговор состоялся. О чем педагог говорила в те минуты со школьником, сказать сложно. Известно только, что последствия беседы были трагическими — Алексей выхватил нож и нанес учителю несколько ударов в спину.

— Молодой человек вполне адекватный, — говорит начальник ОМ УВД по Ленинскому району Дмитрий Стельмашонок. — Рассказал, что ждал учителя, чтобы договориться о сдаче зачета, но, видимо, разговор не удался. Молодой человек уже дал признательные показания и показал место, куда выбросил нож.

В школе выдерживают паузу

Сегодня в 57-й школе тема конфликта между учеником и учителем витает в воздухе. Кто-то знает все о природе их взаимонепонимания, кто-то догадывается, однако вслух об этом говорить никто не рискует — все очень неоднозначно.

Молчание педагогов понятно. Администрация школы не хочет навредить ни ученику, которого, в общем-то, характеризует положительно, ни опытному педагогу, проработавшему в этой школе много лет.

— Мы сейчас готовим характеристику на ученика, ее нужно в милицию отдать, — говорит директор школы. — А кто виноват и почему это произошло, предстоит разобраться. До окончания следствия никаких комментариев не даем.

Старшеклассникам, встреченным нами в школьных коридорах, когда-то преподавала физику учительница, находящаяся сейчас в больнице. Школьницы отзываются о ней с опаской.

— Она строгая.

— Не разрешала в джинсах появляться.

— К ней на уроки страшно ходить, — говорят ученики, посещавшие уроки учителя физики.

Заядлый театрал и твердый троечник

Семья Алексея теперь живет в тревоге и страхе. Родители не находят объяснения поступку единственного сына. Они не представляют, чем закончится эта история. А ведь скоро экзамены.

Сам Алеша только недавно пришел в себя после нашедшего на него затмения. Мальчик, отличающийся доброжелательностью, будучи неглупым и вполне адекватным человеком, казалось бы, просто не мог натворить подобного. Нужен был мощный толчок, заставивший ученика пойти на крайний шаг. Может быть, Алексей был в отчаянии? Может быть, имел надежду разрешить некую проблему путем разговора с учительницей?

— Наша школа хорошая: педагоги сильные и атмосфера благоприятная. Леша — стабильный троечник. Если ему что-то интересно, увлекается этим взахлеб, — рассказывает мама о единственном ребенке.

Она все еще не желает верить в роковую сыновнюю несдержанность.

— Куда собирался пойти Алексей после школы?

— По окончании школы он сначала собирался стать психологом, потом планировал связать жизнь с театром — он несколько лет ходит в театральную студию, посещал театральные фестивали в разных городах. А последнее его заявление поставило меня в тупик. Сказал, что пойдет учиться в кулинарное училище.

Что же при таких жизненных планах, совсем не связанных с физикой, могло вызвать у подростка такую необычную и жестокую реакцию?

Учитель перегибал палку?

Возможно, вопрос в элементарном отношении учителя к ученику.

Алеша вырос довольно скрытным, поэтому родителям часто приходилось догадываться о проблемах сына. Маме мальчик все же кое-что рассказывал. Например, Алексей делился с ней трудностями, которые возникали в его взаимоотношениях с учительницей физики.

— Он всегда приходил после физики мрачным, — говорит мама. — Я даже предлагала ему заниматься у другого учителя, он только рукой махал. Я его уговаривала потерпеть, ведь немного осталось учиться. Еще сын рассказывал о том, что к ним недавно мальчик пришел в класс, так учительница физики ему за неделю несколько двоек поставила.

Оказывается, в классе, где учится Алексей, есть еще несколько учеников, не нашедших с преподавательницей физики общего языка. Основные претензии педагога касались внешнего вида школьников. Она хотела видеть учащихся в строгих костюмах. Джинсы и прочая излишне демократичная одежда учителем не приветствовались.

Ее требования были известны всем, кто-то предпочитал слушаться и на уроки физики одеваться соответственно требованиям учителя, а кто-то игнорировал пожелания педагога. В этом случае преподаватель освобождала непослушных учеников от занятия и смело ставила «н» — то есть значок отсутствия, либо двойку. Причем, по словам школьников, нехорошие отметки могли появиться в журнале внезапно, без объяснений и даже без сообщения об отметке ученику.

Многим претензии учителя казались завышенными. В том числе и Алексею.

Кроме строгих требований к внешнему виду учитель физики имела привычку приглашать в день пересдачи зачетов родителей школьников. И родители приходили. Зачем нужны были столь крайние меры, можно только догадываться.

Законное освобождение обернулось пропусками

Около месяца назад Алексей был во Владивостоке на театральном фестивале. Вернулся в середине апреля, через день после пробного ЕГЭ, который писали его одноклассники.

А в журнале, по словам родителей, за время его отсутствия появились пропуски по физике, хотя ученик получил законное освобождение и все знали, что он не прогуливает уроки, а посещает их в центре детского отдыха «Океан» во Владивостоке, где он пребывал полмесяца.

Ученик был возмущен несправедливостью, но делать нечего — накопившиеся двойки и многочисленные «н» нужно было исправлять. В противном случае у школьника по физике выходила двойка за год. С такой оценкой выпускника не допустили бы до ЕГЭ. Возможно, что обстоятельства свалились на мальчика как снежный ком и проблемы с ЕГЭ были последней каплей.

P.S. Известно, что сейчас преподавательница, пострадавшая от рук ученика, переведена из реанимации в отделение. Учительница идет на поправку, уже общалась с коллегами. Алексей и его родители очень сожалеют о случившемся. В самое ближайшее время они намерены посетить учителя в больнице, сделав таким образом шаг навстречу. Только как на этот шаг отреагирует учитель?

Имена изменены.

Метки:
baikalpress_id:  7 355