Дети-инвалиды: реабилитация возможна!

Ребят с ограниченными возможностями адаптируют к полноценной жизни в обществе

"Ваш ребенок — инвалид". Эти слова звучат как страшный пожизненный приговор. Но первый шок, подобный внезапному предательскому порезу острой бритвой, проходит, и с этим диагнозом надо как-то жить. Нет, не как-то, а жить хорошо, радостно, полноценно, ведь это дети. И они по праву рождения заслуживают счастья и хотя бы маленьких радостей. В 2000 году в Иркутске был создан областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями. 120 человек ежемесячно здесь проходят реабилитацию. Это дети с ДЦП, болезнями опорно-двигательного аппарата, тугоухостью и глухотой. Благодаря комплексным методам, индивидуальному подходу к каждому ребенку и усиленной работе с родителями дети потихоньку выкарабкиваются из своих болезней, преодолевают сами себя, они овладевают новыми навыками, развиваются творчески. Работники центра делают все, чтобы эти дети в дальнейшем могли вести полноценную жизнь и максимально адаптироваться в обществе.

Глухих детей учат говорить

— Здравствуйте, ребята! — приветствие повисает в воздухе, придавливает ощущение собственной, бестактной какой-то неловкости. Эти дети ничего не слышат, и вряд ли их слух когда-нибудь значительно улучшится. Некоторые из них родились такими, глухота развивалась внутриутробно (такое бывает, когда беременные принимают алкоголь, наркотики, лекарства с сильнейшими побочными эффектами), у других слух пострадал вследствие менингита, энцефалита, приема некоторых видов антибиотиков. В областном реабилитационном центре (ОРЦ) со слабослышащими и глухими детьми проводят реабилитацию опытные сурдопедагоги, психологи, специалист по фонетической ритмике и музыкальной стимуляции, прошедшие курс обучения в московском центре слуха и речи "Верботон". Сурдопедагоги проводят занятия по верботональной методике: с помощью звукоусиливающего аппарата "Верботон" они учат глухих и слабослышащих детей понимать устную речь и говорить. То есть объясняться не с помощью жестов, а с помощью обычной речи, чтобы понимать людей с нормальным слухом и уметь отвечать им.

Маленькие Лиза и Захар старательно смотрят на педагога, усердно повторяют, глядя на карточки: "Ля-ля, ло-па-та". Чувствуется, что каждый слог дается ребятишкам нелегко, но радует их взрослое усердие, их трудолюбие, упрямство, стремление во что бы то ни стало преодолеть трудности, перебороть обстоятельства, научиться обычной человеческой речи.

Это экспериментальная группа слабослышащих детей. Задача педагогов ОРЦ — адаптировать их в социум. Эти ребятишки должны пойти не в спецшколу, а в обычное образовательное учреждение. В ОРЦ им совершенно бесплатно выдают слуховые аппараты. В качестве вспомогательного лечебного средства используется и компьютер. Оказывается, игры бывают не только развлекательными, но и развивающими. Дети осваивают мышь, клавиатуру, а заодно тренируют пальчики, развивают мелкую моторику (а следовательно, и некоторые участки головного мозга), наблюдательность, быстроту реакции и пр. В мечтах педагогов ОРЦ — провести в компьютерный класс Интернет, чтобы кроме основных компьютерных программ типа Word дети могли научиться пользоваться электронной почтой, системой поиска, освоить информационные сайты.

Число детей-инвалидов растет

После небольшой экскурсии по ОРЦ стало понятно, как важен комплексный подход в излечении детей с ограниченными возможностями и как много в этом плане делается в ОРЦ. Специалисты из Санкт-Петербурга, посетившие ОРЦ, отметили, что таких учреждений нет, например, в Ленинградской области, да и по всей России насчитываются единицы. Хотя в целом количество детей-инвалидов растет по всей стране, а Иркутская область занимает в этом плане лидирующую позицию по всему Сибирскому региону. Причин тому множество, и все они известны: невнимательное отношение к беременности у женщин (курение, алкоголь, наркотики, токсичные лекарства и пр.), плохая экология, неправильное ведение родов (часто ДЦП, например, возникает вследствие родовых травм). Иногда ребятишки становятся инвалидами по вине нерадивых водителей или врачей.

— Четыре года назад в нашем центре появился мальчик из Братска, — вспоминает Ольга Тимофеева, заместитель директора ОРЦ по медико-социальной реабилитации. — Во время операции аппендицита анестезиологи допустили передозировку наркоза и мальчик просто превратился в растение: он разучился не только говорить, одеваться, бегать, но и ходить и даже сидеть. Мальчик просто лежал, его мучили судороги, бессонница. В результате нескольких курсов лечения в нашем центре он научился сидеть, у него стали двигаться ноги, улучшился сон. Сейчас он не только ходит — он уже учится в школе, правда находится на домашнем обучении. Такие примеры вселяют в нас и наших пациентов оптимизм, веру, мы понимаем, что работаем не зря, что отдача идет.

Областной реабилитационный центр был создан в 2000 году по инициативе губернатора Иркутской области. Центр образовался путем слияния двух лечебных учреждений. Два опытных коллектива объединились под одной крышей. Под новое учреждение выделили здание бывшего детского сада на Синюшиной Горе.

— Реконструкция была сделана за рекордно короткие сроки — полтора года, хотя здание было в ужасном состоянии, требовалось поменять все, от полов до крыши, — говорят работники центра. — Во многом центр стал таким благодаря нашему директору — Татьяне Семейкиной, кандидату педагогических наук, депутату городской думы Иркутска. — 1 июня 2000 года состоялось торжественное открытие нашего центра. С тех пор ежемесячно мы принимаем 120 детей в возрасте от нескольких дней до 18 лет, из них 70 человек — жители области, 50 — иркутяне, они в основном находятся на дневном стационаре (но тяжелые дети, которые плохо передвигаются, тоже живут в центре). Также у ОРЦ есть отделение на 60 человек в городе Шелехове.

Мамам — памятник!

Работники центра утверждают, что методики ОРЦ стоят на трех основных китах: комплексность мер и действий, индивидуальный подход к каждому ребенку и тщательная работа с родителями.

— Под комплексностью мы понимаем и медицинские методы, и консультации психолога, и работу социальных педагогов, и детское творчество. Например, ребенку с помощью массажа расслабили ручки, затем обязательно проводят занятие по лепке или рисованию, чтобы малыш почувствовал радость от того, что он что-то может своими руками делать. На консилиумах, индивидуальных для каждого ребенка, мы решаем, какие процедуры убрать или добавить, отслеживаем динамику болезни. И еще мы поняли, что очень много в деле реабилитации детей зависит от родителей: занятия с ребенком дома обязательны, без них весь эффект, полученный в ОРЦ, сходит на нет. Мы подробно объясняем это мамам и папам, проводим школы для родителей.

Конечно, детская инвалидность — это крест, который, как давно отмечено в обществе, с большим достоинством все-таки несут женщины. В таких критических ситуациях у слабого пола открываются, что называется, запасные резервы. Безграничное терпение — главное, что требуется от мамы больного малыша.

— Им нужно просто памятники ставить, — считает Ольга Тимофеева. — Некоторые мамы все 10 лет ходят со своими детьми в школы, сидят с ними за партами, делают уроки, посещают факультативы. Прибавьте сюда занятия по домашней реабилитации, массаж! Эти женщины часто вынуждены не работать, ведь уход за больным ребенком отнимает почти все время.

А вот отцы ведут себя более эгоистично — как ни печально это звучит, большинство из них уходит из семей, где случилась такая беда. Не выдерживают такой жестокости жизни, столь сложных новых обстоятельств, к которым, как к любому горю, трудно привыкнуть. Бывают такие случаи, когда мужья просто ставят жен перед выбором: либо я, либо он. Мамы выбирают детей, пусть и искалеченных.

Но будем честными: не все папы столь малодушны. Врачи вспоминают, как вместе с шестнадцатилетним ангарчанином, пострадавшим в автокатастрофе, курс реабилитации проходил папа. Он посещал с сыном все процедуры, вместе с ним совершал маленькие победы, которые от этого единства двух родных людей были еще дороже и ценнее.

Детское творчество — важная часть реабилитации

Областному реабилитационному центру нет нужды жаловаться на финансирование — оно вполне достаточное, штат центра укомплектован (более 300 врачей, педагогов, психологов и работников прочих сфер), дети получают качественное пятиразовое питание. Единственная проблема — теснота. В центре мечтают о пристрое, где появился бы столярный цех, где нашлось бы место для прочих мастерских, уже имеющихся в ОРЦ. Ведь детскому творчеству в плане реабилитационных предприятий уделяется особое место. В процессе творчества ребенок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет свое отношение к жизни и свое место в ней, приобретает опыт коллективного взаимодействия, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами, свое умение владеть телом, голосом, речью.

В ОРЦ разработано несколько направлений творчества. В студии изобразительного искусства существует несколько направлений: обычное рисование красками, пастель, роспись по стеклу, батик (роспись по ткани). В рамках недавнего фестиваля "Байкальская звезда" ребята представили оригинальные светильники, а также красивый коллаж из расписанного стекла. А тонкая, дивная картина "Ежик в тумане", написанная пастелью, заняла первое место.

Ольга Шваб, преподаватель декоративно-прикладного искусства, особое внимание уделяет аппликациям и поделкам из пластилина. Разные техники позволяют создавать чудесные работы, где деревья, птицы, животные, сказочные персонажи словно настоящие: благодаря особым секретам им придается объем, рельефность. И это все создают дети с ограниченными возможностями! А ведь такие поделки не под силу некоторым взрослым.

Вдобавок мягкий, податливый разноцветный пластилин помогает разработать координацию движений, точность рук, дает представления о цвете. Пятилетнему Владу Ефименко каждый кусочек пластилина, оторванный от большого куска, дается нелегко. Но мама любовно, терпеливо помогает своему сыну научиться владеть своими непослушными из-за ДЦП руками.

Надежда Сизых, социальный педагог, занимается с детьми художественным словом и различными видами театрализованной деятельности:

— Мы с ребятами освоили теневой, настольный, пальчиковый, кукольный театр, делаем этюды, инсценировки, драматические постановки. Вместе мы ставили не только сказки, но и "Евгения Онегина". В большом актовом зале раз в месяц мы показываем представления для детей и родителей, принимаем участие в конкурсах.

Интерес к швейной мастерской проявляют не только девочки, но и мальчики. Каждый может выбрать себе занятие по душе: бисероплетение, вышивку крестом, шитье мягкой игрушки, рисование нитью на картоне, вязание на спицах и крючком. Все эти навыки, конечно, пригодятся в реальной жизни, в конце концов они позволят скрасить быт, занять свободное время!

Игровая форма реабилитации больных детей признается одной из самых успешных — прежде всего ребятки получают здесь положительные эмоции, которые являются лучшим лекарством, также здесь формируются некоторые нравственные устои.

С удовольствием дети приходят и в маленькую зоогалерею, где живут хомячки, морские свинки, ежик, канарейки и попугайчики, а в горшках растет множество цветов. В зоогалерее детям прививают не только любовь к живой природе, но и к труду.

Во многом именно такой продуманный сплав из лечебно-физкультурного комплекса, массажа, занятий в бассейне, а также творчества позволяет детям преодолеть болезнь. Как все-таки здорово, что у жителей Иркутской области есть такой центр, где совершенно бесплатно реабилитацию могут пройти все дети-инвалиды. И для кого-то из этих маленьких ребят центр откроет дорогу в настоящую большую жизнь, полную радости и света. И все они — и дети-инвалиды, и их родители — живут именно с такой надеждой: выздороветь, поправиться, встать на ноги.

Спонсоры не спешат откликнуться

Как и любое другое детское учреждение, ОРЦ проводит множество праздников. Естественно, это все календарные даты плюс дискотеки, вечера любви, конкурсы караоке, спортивные эстафеты, всегда широко отмечается День защиты детей. Воспитанники этого центра непременно принимают участие в фестивале "Байкальская звезда", который в этом году прошел в Иркутске во второй раз. Учредителем его является управление социальной защиты населения Иркутской области, а также управление соцзащиты населения Кировского и Куйбышевского районов. Подготовка к этому празднику велась более двух месяцев, ребята готовили работы, номера, а оргкомитет искал спонсоров, готовых предоставить подарки для участников фестиваля.

— И это оказалось большой проблемой, — говорит Ирина Мунгалова, начальник отдела предоставления мер социальной поддержки семье и детям управления соцзащиты населения Кировского и Куйбышевского районов. — Мы обращались к руководству очень крупных, причем далеко не бедных предприятий. И очень часто встречали отказ. Это удивительно, но чем богаче люди, тем сложнее бывает чего-то от них добиться. Мы ведь не просим миллионы, просто какие-то небольшие средства на покупку подарков. Но, слава Богу, не все люди такие. Все-таки половина из тех, к кому мы обращались, откликнулись, и участники "Байкальской звезды" получили призы и подарки. Отозвался на нашу просьбу и культурно-развлекательный центр "Панорама", где и проходил фестиваль.

Девятилетний Антон Кондратьев выступал на "Байкальской звезде" с песенкой "Мульти-пульти". Он посещает центральную музыкальную школу по классу скрипки (инструмент выбирал сам) и даже спустя неделю вспоминает фестиваль с волнением и радостью. Для этих детей, порой выброшенных за борт жизни, подобные мероприятия — это отдушина, глоток свежего воздуха. В своей сытой, благополучной жизни мы часто забываем о тех, кому сейчас приходится нелегко, больно, трудно, ведь благотворительность должна быть важной частью жизни любого человека. Потому что беда может постучаться в двери каждого из нас. И нам тоже придется кого-то просить о помощи.

Метки:
Загрузка...