Под Ангарском построят водородный завод?

Широкое использование водородного топлива в мире возможно лет через 25

Сергей Воронов, заместитель губернатора Иркутской области, на днях сообщил, что в рамках агломерации и создания особой экономической зоны промышленного типа под Ангарском планируется строительство завода по производству водородного топлива. Воронов отметил, что соглашение с голландской компанией ETIRC было подписано еще во время проведения БЭФа, но компания просила не разглашать эту информацию до тех пор, пока проект не будет представлен в правительстве РФ.

По словам Сергея Воронова, инвестиции в строительство завода под Ангарском составят около 26 миллиардов рублей, а сам проект планируется реализовать в течение трех лет.

— Это экологически чистое производство, — заметил Воронов. — Водородное топливо будет сжижаться и отправляться железнодорожными вагонами в Японию.

Тем не менее, как удалось выяснить "СМ Номер один", ETIRC — Европейский исследовательский центр технологий и инвестиций, зарегистрированный в Нидерландах, самостоятельно ничего не строит. Эта компания занимается венчурным инвестированием, то есть привлекает средства в заведомо рискованные предприятия. Директор компании Роел Пипер, бывший коллега Билла Гейтса, считается признанным гуру венчурного инвестирования. Он уже изучает разработки иркутских научно-исследовательских институтов, чтобы вкладывать венчурный капитал в определенные понравившиеся ему идеи.

Идея финансировать развитие водородной энергетики также относится к разряду весьма рискованных — сродни покупке земельных участков на Луне с прицелом на возможное ее будущее заселение. Хотя уже бытует мнение о том, что люди, которые сейчас начнут вкладывать деньги в водородную промышленность, через какое-то время могут стать богаче нынешних нефтяных магнатов.

Александр Кейко, заведующий отделом Института систем энергетики, рассказал "СМ Номер один", что водородное топливо может начать широко использоваться в мире не раньше чем через 15—25 лет.

Возможный переход на водородное топливо обусловлен экологическими проблемами и дороговизной энергетических ресурсов, а одна из целей этого перехода — снизить зависимость экономики от углеводородного сырья.

По словам Александра Владимировича, для того чтобы произвести водородное топливо, требуется энергия, которую можно получить из угля, газа и атомных источников. Однако выгодным такое производство может быть лишь при использовании дешевой энергии, например атомной.

Вопросы применения этого топлива также пока не решены — необходима целая инфраструктура, система распределения, хранения и конечного использования водорода. В частности, нужна система специальных заправочных станций, которые должны располагаться вдали от городов. Если строить такие станции в черте города, то полоса отчуждения должна составлять не менее 150—200 метров.

— Водород взрывоопасен, и, честно признаться, я бы не хотел, чтобы у моего дома парковались автомобили с водородными двигателями — при существующем уровне эксплуатации техники в России водород в быту представляет опасность для окружающих, — отмечает Александр Кейко.

Однако пока такие автомобили нам не грозят. Перевести на водород любой двигатель нельзя, необходимо конструировать специальные, и в настоящее время они существуют только в единичных экземплярах. В Японии, к примеру, имеются автомобили с топливными элементами, но такие машины представляют собой целые электростанции на колесах, потому что их двигательная установка состоит из топливного элемента, производящего электроэнергию из водорода и электродвигателя. Таким образом, получается, что энергия производит энергию, и это совсем не рационально.

— Завод по производству водородного топлива построить недолго, — говорит Александр Кейко, — но ввести мобильную водородную энергетику в жизнь, то есть запустить автомобили, локомотивы и суда на водородных двигателях, возможно примерно через 25 лет.

Метки:
baikalpress_id:  38 246
Загрузка...