Учителя труда ищут мотивацию для детей

Все чаще школьники задают вопрос: зачем пилить и строгать, когда можно купить?

В последние десять лет выпускники школ стали катастрофически мало интересоваться рабочими специальностями. Да и на предприятиях с осторожностью берут к себе молодых специалистов. Многие из них считают, что быть рабочим немодно и непрестижно, а посему ищут любую возможность, чтобы сменить поле деятельности.

По словам учителя технологии 3-й иркутской гимназии Станислава Процеева, со времен Советского Союза у школьников сильно изменилась мотивация к труду.

— Я могу говорить только о своих ребятах, с которыми работаю, — рассказывает Станислав Владимирович. — У нас в школе около половины детей из хорошо обеспеченных семей. Их родители не бедствуют и могут многое покупать своим детям. Для таких учеников очень трудно найти мотивацию, объяснить им, для чего необходимо пилить, точить и сверлить. Они частенько задают вопрос, для чего им это необходимо делать, когда можно все купить в супермаркете или на оптовом рынке.

— А как к подобным вопросам детей относятся их родители?

— Конечно, каждый папа хочет, чтобы его сын стал настоящим мужчиной. Но, к сожалению, родители уделяют детям очень мало внимания. Фактически дети представлены сами себе. Положительно воспринимают труд, как правило, те дети, в чьих семьях нет отца. Они уже в школе воспринимают себя мужчинами и с удовольствиям ходят на уроки труда.

— Чему сейчас можно научить на труде ребенка?

— Мои ученики делают скалки, табуретки, разделочные доски. Мамы нарадоваться на своих сыновей не могут. Приходят и благодарят за то, что мы учим детей нужным вещам.

Однако подобное отношение к труду только в тех школах, где такой предмет, как технология, уважает администрация учебного заведения. По словам декана факультета технологии педагогического университета Людмилы Третьяковой, еще несколько лет назад в некоторых школах уроки труда вообще воспринимали несерьезно. Детей с этого урока могли снять и отправить подметать двор, таскать парты. Халатно подбирали учителей для данного предмета. Его могли вести учителя физкультуры или химии, а то и вообще люди без высшего образования. Да и на уровне городских чиновников труд как урок раньше воспринимался несерьезно. Некоторое время этот предмет курировал физкультурник.

Однако последнее время ситуация изменилась, и теперь трудовиком может быть только учитель технологии со специальными навыками и знаниями. С 2000 года начали проводить олимпиады по этому предмету. Победители областных олимпиад, как правило, хорошо выступают на всероссийском уровне, часто становятся призерами. В 2004 году Вячеслав Кузнецов из Качугского района даже стал победителем Всероссийской олимпиады по технологии.

Однако в целом у школьников и их родителей данный предмет по-прежнему стоит на втором, а то и третьем месте в ранге общешкольных предметов. Учителям приходится много сил тратить только на то, чтобы объяснить необходимость труда. Хотя есть и исключения. Например, в 3-й иркутской гимназии вся школа знает, что на уроках труда ученики не просто точат какую-то железку или строгают деревяшку. Часто им приходится делать заказы для родной школы. Например, декорации для спектаклей, ремонт мебели.

Некоторые специалисты считают, что во многих школах авторитет уроков технологии мог бы резко вырасти, если бы на школьной базе можно было создать производственные центры, где дети могли бы не только учиться, но и делать на заказ мебель. Однако такое разрешение очень трудно получить из-за бумажной волокиты.

Справка

Чем отличается технология от трудового обучения?

На уроках технологии перед учащимися не ставится задача усвоить заданный набор технологий технического, обслуживающего или сельскохозяйственного труда. Они должны на примере этих технологий овладеть умениями обосновать цель деятельности с учетом общественных потребностей, найти и обработать необходимую информацию с использованием современной техники; спроектировать предмет труда и технологию с учетом доступных в данных условиях материалов и возможных средств труда; создавать объекты труда от идеи до ее реализации, обладающие потребительской стоимостью; экономически и функционально обосновывать процесс и результаты трудовой деятельности.

Загрузка...