"Жалко, что погоня за дешевым способом добычи угля нарушила природный ландшафт..."

Союзное производственное объединение Востсибуголь просуществовало около пятидесяти лет. На его полувеке было множество производственных достижений. Востсибуголь объединял предприятия Иркутской, Читинской областей и Бурятии. В 50-х годах на них появились образцы современной техники и оборудования. Даже уникального оборудования: ленточный конвейер на шахте Букачача, выдававший уголь из глубины 500 метров; механизированная гидравлическая проходческая крепь, подвесная горная дорога на добыче мрамора в Слюдянке, на горном предприятии "Перевал"; драги с ковшами 600 литров на добыче золота в Бодайбо; построены и задействованы предприятия по добыче гипса в Нукутах и железной руды в Железногорске; применены думпкары по транспортировке грунта отвалов по железной дороге. А главные события происходили в Черемхово и Тулуне.

В эти годы отечественная промышленность создавала мощные гидростанции, АЭС, атомные ледоколы, уникальные трубопрокатные станы, современные самолеты и вертолеты, осваивала космос.

Советские ученые и конструкторы создали мощную технику для угольной промышленности, отвечающую духу того времени: экскаваторы, буровые станки, мощные автомобили-углевозы и рудовозы. Было создано прогрессивное обогащение угля методом флотации, сепараторно-шнековой промывки и обогащение в тяжелых средах. Для этого строились новые фабрики.

Советские гиганты тяжелого машиностроения — Уралмаш, завод в Свердловске, Ижорский завод в Ленинграде, Новокраматорский завод в Донецке и Бузулукский в Оренбурге — под руководством ученых и конструкторов создали и внедрили прекрасные машины отечественного производства. Черемхово и Тулун более всего подходили для внедрения на их территориях уникальных машин. Преимущество районов заключалось в громадных запасах угля, находящихся на небольшой глубине, а также в наличии подготовленных инженерных и рабочих кадров, обилии дешевой электроэнергии. Кадры ковали в школах ФЗО, горном техникуме и горном институте.

На открывшихся разрезах, которые окружили окрестности города, появились вскрышные экскаваторы-драглайны: ЭШ-4/40, ЭШ-6/45, ЭШ-14/75, ЭШ-10/70, ЭШ-15/90, ЭШ-20/65; уникальные экскаваторы-гиганты с прямой лопатой (ковш) ЭКЛ-15, ЭВГ-35/65; карьерные экскаваторы ЭС-3, ЭКГ-4, ЭВГ-4И, ЭКГ-8, ЭВГ-4,6.

Стали внедряться буровые станки нового поколения — 2СБШ-200 и другие.

В Тулуне вступили в строй экскаваторы ЭШ-20/90 и ЭШ-25/100. Успешно применялись роторные экскаваторы. Черемхово, Азейский и Мучунский разрезы стали полигонами по внедрению и совершенствованию конструкции новой техники, ее доработке.

Наши инженеры и рабочие давали нужную оценку более рациональной конструкции узлов и деталей. Умы заводских КБ приводили замыслы в действительность. Окрестности Черемхово и Тулуна круглосуточно работали по вскрыше, добыче угля, его транспортировке и обогащению.

Для ремонта и обслуживания этой сложной уникальной техники были построены три рудоремонтных завода.

Немаловажную работу проводили наши самородки — кадровые рабочие-рационализаторы. При ремонтных работах в условиях монтажных площадок они выполняли сложные работы по сварке, фрезеровке опорных рельсовых кругов, монтажу и демонтажу стрел и узлов, восстановлению деталей методом прогрессивных технологий.

Я не буду напоминать фамилии и имена всех людей, участвовавших в производственном процессе. О них неоднократно писали в СМИ, показывали по ТВ и говорили по радио. Я — о технике. Мы были свидетелями замечательных событий того времени, которое никогда больше не повторится. Это — сосредоточение в одном районе комплекса машин и механизмов, выполняющих одну задачу: максимальная добыча, транспортировка и переработка угля в концентраты.

Черемховские угли являются ценным сырьем для нефтехимии.

Жалко, что мы, свидетели тех дел (можно сказать, золотого полувека), увидели обломки хорошо организованного производственного процесса. Разрезы закрылись, экскаваторы демонтировались, а многие подверглись резке в металлолом. От былой славы и триумфа нет и следа. Остались одни воспоминания, фотографии и заметки в печати.

Жалко только, что погоня за дешевым способом добычи нарушила природный ландшафт, который сейчас трудно восстановить.

Создатели техники, эксплуатационщики и мы, ремонтники, делали все, чтобы советские горные машины были на высоком уровне. Это неоспоримо. Будет ли еще такое замечательное время?

Загрузка...