На село вернулись пятилетки

Государство наконец-то определилось с аграрной политикой

Правительственный законопроект "О развитии сельского хозяйства" был принят в третьем чтении на декабрьском заседании Государственной думы. Этот архиважный документ определяет, по сути, основные направления государственной аграрной политики. В частности, предполагается разработка программы развития сельского хозяйства и регулирования отечественного рынка сельхозпродукции на пятилетний период, и уже со следующего года возможно финансирование этой программы. Сразу после принятия законопроекта многие политики и представители агропрома прокомментировали это событие.

Сергей Воробчуков, заместитель председателя Комитета по аграрным вопросам Государственной думы РФ:

- Необходимо отметить, что сельское хозяйство на сегодняшний день переживает нелегкие времена. Посудите сами: 35% мяса Россия завозит из-за рубежа, износ сельхозтехники перешел все мыслимые рубежи, дефицит квалифицированных кадров, старение села, обезлюдевание сельских территорий. А село всегда считалось хранителем традиций, культуры, российской ментальности.

Сегодня как никогда аграрной отрасли и сельским территориям необходимы внимание и поддержка государства. И эту поддержку сельчане связывают с Законом "О развитии сельского хозяйства", который был принят в бурных спорах в третьем чтении 22.12.06. Главное, чего удалось добиться, - законодательно закрепить меры по реализации государственной агропродовольственной политики. Они включают доступность кредитных ресурсов, развитие племенного животноводства, развитие элитного семеноводства и многое другое.

Для реализации всех мер поддержки и определения объемов финансовых средств будет принята пятилетняя государственная программа. Срок ее утверждения правительством - не позднее 1 июня 2007 года. Объем средств из федерального бюджета, выделяемых на реализацию государственной программы, определяется комиссией, в состав которой войдут представители правительства Российской Федерации и по четыре представителя от каждой палаты Федерального собрания Российской Федерации. Для оценки результатов реализации государственной программы за год предусматривается подготовка и публикация Минсельхозом Российской Федерации национального доклада, который должен содержать итоги реализации программы, основные показатели развития агропродовольственного рынка.

Принятие закона обязывает правительство заниматься государственной аграрной политикой и отчитываться за результат. Принятие закона дает возможность законодателю идти дальше. Необходимо искать пути совершенствования механизмов ценообразования на сельхозпродукцию, снижение диспаритета цен, обеспечение повышения доходности сельхозтоваропроизводителя. Государство активнее должно участвовать в подготовке кадров для села, внедрении новых прогрессивных аграрных технологий, развитии новых направлений деятельности в сельской местности, напрямую не связанных с агропроизводством, для увеличения занятости сельского населения.

Мне приходилось бывать в Иркутской области, и я с удовольствием вспоминаю посещение сельхозпредприятия "Железнодорожник". Благодаря напористости руководителя, поиску информации, новых подходов в организации производства, развития переработки предприятие вышло на хорошие производственно-экономические показатели.

Так вот многое, что "Железнодорожник" искал на выставках, заводах, в командировках по стране и зарубежью, тратил большие деньги, драгоценное время, ошибался и исправлял ошибки, строя впервые доильные залы и преобразуя фермы на беспривязное содержание коров, организуя переработку, власть должна дать в виде консультаций и консультантов, услуги которых оплачивает государство, в виде обучения специалистов на модельных фермах с передовой технологией, в виде готовых проектов строительства новых ферм и модернизации старых. Вот тогда будет понятна цель, реален положительный результат вливания дешевых кредитных ресурсов в село.

Конечно, такой подход разделяют не все чиновники, потому что это трудный путь, проще надеяться на то, что невидимая рука рынка (по Адаму Смиту) расставит все по своим местам. Но мы живем в другом времени и в другом обществе.

Игорь Наумов, председатель общественного совета "За развитие Прибайкалья", советник губернатора Иркутской области:

- В исторически традиционном для России аграрном секторе экономики трудится и выживает от его доходов почти треть жителей страны. Причем это наиболее работоспособная и одновременно самая низкооплачиваемая часть коренного населения России. Поэтому трудно переоценить сам факт обсуждения проекта Федерального закона "О развитии сельского хозяйства", поскольку в нем наконец формулируется политика государства по отношению к тем, кто работает на земле, перерабатывает сельскохозяйственную продукцию и доводит ее до потребителя.

Проект закона является достаточно комплексным и системным. Он настраивает общество не только на устойчивое развитие сельскохозяйственного производства, но, что немаловажно, - на развитие сельскохозяйственных территорий, повышение уровня жизни сельского населения. Иными словами, государство определило основные цели, точки роста и подходы к модернизации агропродовольственной сферы экономики страны.

В настоящее время политика развития сельскохозяйственного производства, а значит, и территорий на самом ключевом - муниципальном - уровне зачастую определяется главами администраций районов. А порой используется в их личных интересах, в том числе и близкого окружения. По принципу: свой, поддерживаешь меня - получаешь бюджетные средства; критикуешь, не согласен со мной - живи как можешь. Не секрет, что такая политика в ряде территорий доходит до абсурда, разрушает производство, доводит до унизительной нищеты, а порой и до распада традиционно крепкие крестьянские семьи.

Надеюсь, что с принятием Госдумой Закона "О развитии сельского хозяйства" для всех участников этой важнейшей сферы экономической деятельности будут установлены единые и равные права, обязанности и ответственность.

Несомненно, что при обсуждении проекта Федерального закона "О развитии сельского хозяйства" специалистами будут вноситься свои предложения и поправки. Хочется надеяться на то, что его окончательная редакция на федеральном уровне будет максимально согласована со всеми участниками агропродовольственного сектора экономики страны. Вместе с тем следует иметь в виду, что после вступления в силу федерального закона предстоит сложная работа по подготовке законодательной базы на региональном и муниципальном уровнях. Именно на этом этапе роль общественных организаций будет чрезвычайно полезна. И в этом деле сельское население, общественные организации, отстаивающие интересы сельхозтоваропроизводителей и переработчиков, должны оказать практическую помощь органам власти всех уровней. Этим духом пронизан проект закона, в котором ясно определены роль и место общественных организаций в формировании и реализации государственной агропродовольственной политики. При этом следует иметь в виду, что государство усиливает роль субъектов Федерации в части, касающейся определения объемов финансирования и расходования средств на развитие сельского хозяйства и территорий. При условии, что выделяемые средства будут носить целевой характер и не могут быть использованы в иных целях.

Работая вместе с населением Иркутского района над народной программой его ускоренного развития, мы внимательно анализируем все трудности, а порой и барьеры, с которыми сталкиваются люди с активной жизненной позицией, имеющие серьезнейшие намерения заниматься производством и переработкой сельскохозяйственной продукции. Судя по рабочему и творческому настрою населения, Иркутский район располагает значительным человеческим потенциалом, который необходимо более активно задействовать как в выполнении национального проекта "Сельское хозяйство", так и в реализации будущего Закона "О развитии сельского хозяйства".

Оценивая поступающие предложения от селян, члены общественного совета понимают, что основное внимание необходимо уделять развитию в районе малых и средних форм хозяйствования на земле. А это прежде всего личные подсобные и фермерские хозяйства. Следует создать все условия для наращивания их доли в общем валовом объеме производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия в Иркутской области. Опираясь на мнение жителей района, хорошо помнящих высокие показатели 80-х и начала 90-х годов, конечно же, стоит обсудить и принять решение о восстановлении необдуманно утраченных производств и целых сельскохозяйственных комплексов, но уже на современной, правовой и технологической основе.

В этой связи региональное и муниципальное законодательство необходимо будет максимально настроить на внедрение современных форм хозяйствования и прогрессивных технологий, а также на адресную поддержку производителей мяса, молока, овощей.

Надеюсь, что жители района, принявшие активное участие в подготовке Народной программы ускоренного развития Иркутского района, окажут нашим законодателям практическую помощь в разработке, а затем и в реализации областного закона "О развитии сельского хозяйства в Иркутской области".

Сергей Дубровин, депутат Государственной думы:

Наконец ФЗ "О развитии сельского хозяйства" принят, и это очень важно сегодня. К сожалению, и за 2006 год рост производства сельского хозяйства оценивается по России в 1,3%, это четвертый год подряд. Темпы роста по сельскому хозяйству в 4-3,5 раза ниже, чем по другим, даже невысоким темпам роста реальной экономики.

При этом у нас есть сегодня все возможности для того, чтобы поправить развитие нашей экономики. Я не думаю, что долго может стоять экономика на одной ноге, не видя, по словам председателя комитета по аграрным вопросам Геннадия Кулика, что "сельская нога" отрублена наполовину. Поэтому, рассчитывая на улучшение положения дел, и принимается Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства".

За 4-5 лет проработок и доработок он претерпел определенные изменения. Часть из них связана с изменившейся обстановкой, а часть является компромиссом для того, чтобы мы имели возможность все-таки решить главную задачу.

Главное - законом впервые предусматривается принятие пятилетней программы развития сельского хозяйства и регулирования агропродовольственного рынка. Для того чтобы этот документ отражал более полно настроения различных ветвей власти - законодательной, исполнительной, а также общественности, достигнута договоренность о создании специальной комиссия в составе представителей правительства, Совета Федерации и Государственной думы, которая должна до внесения правительством бюджета рассмотреть проблему формирования государственной программы развития агропромышленного комплекса на пятилетку.

Формирование программы - это определение объемов финансирования и основных направлений использования этих финансовых средств, которые должны обеспечить повышение темпов роста производства, улучшение условий жизни на селе, занятость сельского населения и на этой основе увеличение их оплаты труда. Это серьезная площадка для того, чтобы можно было правительству РФ подготовить документ, который в полной мере отражал бы и ситуацию практическую, которая сложилась в сельском хозяйстве, и те реальные пути, которые должны быть осуществлены, чтобы резко поправить в самый короткий период времени положение дел на селе.

Законом довольно подробно прописываются цели аграрной политики, методы, которыми должна решаться та или иная проблема. Закон сохраняет статьи, которые определяют порядок кредитования сельскохозяйственных производителей, причем сохраняя поддержку по компенсации части кредитной ставки на все кредиты, которые будут заключены до 31 декабря 2009 года включительно. Это очень важно, это определяет направление и дает уверенность людям - и фермерам, и организациям, которые смогут составить свою программу действий.

Сохраняется порядок поддержки страхования сельскохозяйственного производства, что в наших условиях с резкими погодными колебаниями очень важно. Есть статья, которая регулирует порядок работы продовольственного рынка; статья, которая предусматривает специальные меры по сохранению, повышению плодородия земель, осуществление всех мер, связанных с мелиорацией земель, охраной земель, защитой земель от опустынивания и так далее.

Загрузка...