Как хорошо уметь читать!

В школах раннего развития детям дают необходимые для дальнейшего обучения навыки

Большой и ответственный период в жизни каждого ребенка начинается со школы. И во многом его дальнейшие успехи зависят от помощи родителей и учителей. Если раньше малыши приходили в первый класс, как правило, с одинаковым уровнем знаний, то сейчас уже по классам формируют в зависимости от полученных навыков и умений. Не очень подготовленный ребенок может ненароком попасть в самый слабый класс. Избежать этого помогут школы раннего развития, которые в последнее время открываются в Иркутске и успешно работают.

Волшебные кубики

Одно из основных будущих занятий - чтение - дается непросто. Зато как хочется скорее научиться превращать буквы в слова еще до школьной семьи! Традиционный способ - азбука. Отдельно рассматривается каждая буковка, подбираются слова, с нее начинающиеся, картинки.

По словам директора школы раннего развития "Сибирячок" Татьяны Ястремской, достойное место в обучении малышей сегодня занимают новые методики. Одну из таких методик разработал исследователь Н.А.Зайцев, придумав кубики со звучащим наполнителем: деревянными палочками и железными крышечками.

Из специальных картонных заготовок складывается 60 кубиков с разными сочетаниями букв, из которых можно сложить любое слово: "золотые" кубики - для гласных, "железные" и "деревянные" (большие и маленькие) - для согласных и их сочетаний с гласными, твердым и мягким знаком, "железные" - для звонких, "деревянные" - для глухих, большие - для твердых, маленькие - для мягких. Готовые кубики можно потрогать, потрясти.

Методика хороша тем, что в работу сразу же включаются три главных центра: зрительный, слуховой и тактильный (осязание). Для быстрого распознавания и надежного запоминания используются следующие приемы: деление кубиков на группы по цвету, объему, звучанию и вибрации наполнителя и по весу. Когда цепочки складов ритмично проговариваются, пропеваются и одновременно показываются на таблицах, где кубики представлены в развернутом виде, можно уяснить, что склады часто встречаются и повторяются. А это как раз и способствует запоминанию.

Складываем буквы в склады

Многим родителям кажется, что если ребенок выучит названия букв, то непременно начнет читать. Любимые азбуки с картинками только затрудняют процесс. Изображения букв увязываются в сознании ребенка с картинками, от которых потом приходится освобождаться. Из зебры, аиста, ящерицы и цапли почему-то должен выйти... заяц.

По слогам тоже читать сложно - в них бывает от одной до нескольких букв. Никто точно не знает, как делить на слоги. Известно только одно: сколько в слове гласных, столько и слогов. Многие авторы, рассуждая о слоге, имеют в виду так называемый склад. Всем известная с детства "касса букв и слогов" должна бы называться "кассой складов". Именно кубики и являются такой кассой, но большой, красивой, со складами. Они объединены в удобные блоки, которые легко узнать и найти. Русские же слоги так многообразны, что ни в какую кассу их не поместишь.

Если со слогами все неопределенно, то со складами все понятно: они все в таблицах и кубиках - единицы чтения, письма, единицы акустические и произносительные. Таким образом, дети анализируют - соотносят слышимое и произносимое с видимым.

Говорить все начинают складами. Не умея еще произносить слово целиком, ребенок выделяет самую отчетливую часть, потом начинают присоединять безударные склады. Склады, а не слоги или названия букв, бормочет ребенок при письме. Роль взрослого при этом - почаще предупреждать: говорится (слышится) так-то, а пишется вот так-то да потому-то. А поскольку составлять из кубиков слова и прописывать указкой по таблице будут много-много раз, умение проверять "сомнительные" гласные-согласные и использовать правила придет быстрее и как бы само собой.

Спешить с определениями не стоит, детям вполне достаточно хорошо организованного показа и объяснений, что гласные голосом образуются, а согласные с ними "дружат", согласуются. То же и со складами: достаточно того, что ребята их видят, слышат, различают и выделяют.

Путь к чтению лежит через письмо

Способов письма множество. Еще знаменитый экспериментатор в сфере детского обучения М.Монтессори первой заметила, что ребенок, вопреки общепринятому мнению, сначала учится писать, а потом уже читать. Проверить это можно, написав на карточках несколько слов (мама, папа, банан, яблоко, солнце, часы). Покажите их, прочитывая слова, ребенку несколько раз. Разложите, перетасовав, карточки на столе. Спросите, к примеру, где яблоко. Частенько даже полуторагодовалые малыши обнаруживают карточки правильно. Кажется, что ребенок читает, а он пишет, превращая звуки в знаки.

Чтение - это превращение знаков в звуки, и самый быстрый и легкий путь к нему лежит через письмо. Именно поэтому упражнений на превращение звуков в знаки на первых порах должно быть больше.

Поем дружно

Непросто дело обстоит с самими названиями букв. Часто происходит путаница букв с обозначаемыми ими звуками. Как правильно: лэ, эл, л или эль? Если путаются взрослые, как же ребенку здесь разобраться? На помощь приходят записанные складами и заученные песенкой буквы, они запоминаются легко, быстро и на всю жизнь.

Ценность пропевок не только в том, что они помогают быстрому и стойкому "запечатлению" складов. Это еще и замечательные речевые упражнения: блоки гласных, согласных; цепочки складов на У-Ю, О-Р, А-Я, Э-Е, Ы-И; пропевание только твердых складов и только мягких; только звонких и только глухих; с ударением на первом, втором и т. п.

Преподаватели-практики сообщают о таких случаях: ребенок до 4-5 лет молчал, потом запел и только после этого заговорил. Следя за учительской указкой и пропевая песенки хором, дети становятся внимательнее. Воспитываются навыки, необходимые для будущего чтения: равномерное скольжение взгляда по строчке, перевод его на следующую, интонационное выделение знаков препинания.

Первые слова

Осваивать склады можно начинать уже с полутора лет, когда малыш ходит, но почти не говорит. Можно это делать и дома. Малыш приносит маме кубик и показывает. Мама озвучивает: "Ди". "Неси другой!" Малыш уходит за новым. "Ра", - называет мама и просит принести еще. В группе ребята могут по очереди приносить кубики со стола. Учитель быстро поворачивает каждый кубик, проговаривая склады. После написания своего родного имени перечисляем поименно всю семью.

Хорошо если ребенок будет назубок знать не только свое имя и родителей, но и фамилию, отчество, домашний адрес, телефон. Можно задать слова на любую тему: "Что вы любите кушать? А мама что вкусно готовит?" или "В чем мы сегодня одеты?" У каждого ребенка всегда в запасе миллион вопросов. Вместе на них отвечать, выкладывая ответы кубиками, очень полезно для будущего чтения.

Из кубиков можно собирать не только слова, но и цветные картинки. Картинки с надписями и их использование в работе с детьми, начинающими читать, давно известный прием. Добавка к нему - разбивка на склады, запись слова на лицевой и оборотной сторонах.

Например, изданы комплекты: "Что вокруг меня растет", "Кто вокруг меня живет", "Продуктовый магазин", "Детский мир" и др. Очень важно увидеть и правильно озвучить ударный склад, для удобства безударные и ударный выделяются разными цветами. Опыт показывает, что ребята быстрее привыкают охватывать глазами слово целиком, мгновенно проводить его анализ и озвучивать слова без сомнений и запинаний. Полученные навыки успешно используются при встрече с новыми, незнакомыми словами.

Хороший способ тренировки складов - загадки. Ребята расширяют кругозор, узнают толкование незнакомых слов и запоминают их, старательно выкладывая кубиками. Укрепиться в чтении помогут и скороговорки. Их неоднократное проговаривание развивает произношение трудных согласных, четкость и быстроту речи.

Немаловажна и красивая, правильная речь, которую ребенок должен слышать с пеленок. Сам он пока не говорит, но родители говорят с ним, рассказывают, читают. Он слушает, кивает и уже так мечтает сам прочитать любимую сказку.

Метки:
baikalpress_id:  5 688