За каждый час задержки рейса пассажир может получить 25 рублей

Пассажир должен знать как свои основные права, так и обязанности перевозчика

Мы продолжаем в рубрике "Справочное бюро" освещать гражданско-правовые темы, волнующие иркутян. Специалисты отвечают на все юридические вопросы, которые интересуют наших читателей. Для того чтобы ваш вопрос попал в эту рубрику, необходимо на адрес газеты (664009 г. Иркутск-9, ул. Советская, 109, "СМ Номер один", рубрика "Справочное бюро") или по электронной почте (shan@pressa.irk.ru) отправить письмо с четко сформулированным вопросом или вопросами. За последние два месяца в редакцию поступило много вопросов, касающихся защиты прав пассажиров. Поэтому мы попросили специалиста центра правовой экспертизы "Новация" Инну Эдуардовну Серебрякову ответить на вопросы наших читателей.

1. В августе летали в отпуск, но по вине авиакомпании, у которой был неисправен самолет, потеряли целые сутки. Какую ответственность в этом случае несет перевозчик?

Светлана Огородникова, Иркутск

- Если перевозчиком нарушены сроки доставки пассажира, багажа в пункт назначения, а он указан в билете пассажира, перевозчик по требованию пассажира должен выплатить ему штраф. В вашем случае авиакомпания должна оплатить каждый час задержки в размере 25% минимального размера оплаты труда, или 25 рублей. Если ваш самолет задержали на сутки, то вам заплатят 600 рублей. Однако штраф не должен превышать 50% стоимости билета. При задержке поезда размер штрафа иной - в размере 3% от стоимости проезда за каждый час задержки пассажира. То есть если билет стоит 3 тысячи рублей и поезд опоздал на три часа, то вам обязаны выплатить 90 рублей. Уставом автомобильного транспорта РСФСР, утвержденным Постановлением СМ РСФСР от 08.01.1969 г. и действующим до настоящего времени, не предусмотрена ответственность за задержку доставки пассажира. Но при задержке отправления автобуса более чем на час или при невозможности доставки пассажира до пункта назначения ему должна быть возвращена стоимость проезда.

При перевозках внутренним водным транспортом штраф составляет 3% от стоимости проезда за каждый час задержки или опоздания доставки пассажира. Ответственность за просрочку доставки багажа Кодексом внутреннего водного транспорта РФ не предусмотрена.

В любом случае ответственность перевозчика является ограниченной, поскольку, в соответствии с Воздушным кодексом РФ, Уставом автомобильного транспорта, штраф, уплачиваемый перевозчиком за просрочку доставки, не может быть более 50% провозной платы, а в соответствии с Уставом железнодорожного транспорта РФ, Кодексом внутреннего водного транспорта, он не может превышать стоимость проезда.

2. Часто езжу в командировки и сталкиваюсь с тем, что по вине перевозчика опаздываю. Причем опаздывают как поезда, так и самолеты. Кому и как правильно подать претензию?

Евгений Каренышев, Иркутск

- Распоряжением МПС РФ 19.12.2002 г. № 791 утверждены Правила расчетов между железными дорогами по выплатам штрафов пассажирам, связанным с задержкой отправления или опоздания пассажирских поездов. В соответствии с указанными правилами, претензия о выплате штрафа подается пассажиром в пассажирскую службу железной дороги, которая рассматривает претензию и направляет заявителю ответ. При удовлетворении претензии штраф выплачивается финансовой службой железной дороги, которая по желанию пассажира может переслать сумму штрафа по месту его жительства или выдать ему непосредственно на руки. Претензия о выплате штрафа должна быть подана в течение 45 дней.

В соответствии с Воздушным кодексом РФ, при нарушении сроков доставки пассажира и багажа пассажир в аэропорту отправления или в аэропорту назначения подает перевозчику претензию. Претензия предъявляется именно перевозчику. Аэропорт - это самостоятельное юридическое лицо, оно осуществляет определенные услуги перевозчикам и пассажирам, но перевозчиком не является. Поэтому во избежание проблем с предъявлением претензии при покупке билета следует выяснить, какая транспортная организация осуществляет перевозку, ее наименование, юридический адрес и наличие представителей этой организации в порту отправления и в порту назначения. Если в порту вы не обнаружили представителей перевозчика, то составленную претензию вы можете в течение шести месяцев направить на юридический адрес перевозчика.

При перевозках внутренним водным транспортом претензии подаются только по месту нахождения перевозчика, то есть по его юридическому адресу. Законом, а именно Кодексом внутреннего водного транспорта РФ, предусмотрены только общие положения подачи претензии: она должна быть подана в течение трех лет в письменном виде. К претензии должны быть приложены подлинники документов, подтверждающих право пассажира на предъявление претензии (при нарушении сроков доставки пассажира достаточно приложить билет). При частичном удовлетворении или отклонении претензии в уведомлении пассажиру должно быть указано основание принятого решения со ссылкой на нормативные правовые акты. В этом случае представленные с претензией документы возвращаются заявителю. Срок рассмотрения указанных претензий для всех перевозчиков один - 30 дней.

3. Нередко жизненные обстоятельства вносят коррективы в наши планы, задуманные поездки приходится отменять либо переносить, проездные документы сдавать или менять. В каких случаях и в какие сроки пассажир может без материальных потерь сдать либо обменять ранее приобретенные билеты?

Екатерина Селина, Саянск

- Если вы летите самолетом, то можете не позднее чем за 24 часа до его отправки сдать свой билет и получить уплаченную за перевозку сумму. Если вы сдаете билет позднее, то перевозчик имеет право удержать с вас часть уплаченной за билет суммы, но не более 25% стоимости билета. При невозможности отправиться поездом, на который приобретен билет, вы имеете право сдать билет не позднее чем за 8 часов до отправления поезда и получить стоимость билета и стоимость плацкарты (провозная плата при железнодорожных перевозках состоит из платы за билет и платы за плацкарту). Если вы не уложились в этот срок, то имеете право получить стоимость билета и 50% стоимости плацкарты. При сдаче билета менее чем за 2 часа до отправления поезда вы получите только стоимость билета, стоимость плацкарты в таком случае не выплачивается.

При поездке на автобусе междугородного сообщения вы можете возвратить билет и получить его полную стоимость не позднее чем за два часа до отправления автобуса. Если вы сдаете билет позднее, то получаете его стоимость за вычетом 15%. На внутреннем водном транспорте вы можете сдать билет в любое время до отхода судна и получить его стоимость.

4. К сожалению, бывают случаи опоздания, и пассажир не успел на самолет, поезд, автобус. Что делать, как перевозчик может или должен помочь пассажиру?

Василий Лосев, Иркутск

- При железнодорожных перевозках пассажир имеет право в случае опоздания на поезд просить направить его другим поездом, при условии доплаты стоимости плацкарты. Указанным правом можно воспользоваться в течение 12 часов, а если вы опоздали на поезд вследствие болезни, несчастного случая, то - в течение 5 суток с момента отправления поезда, на который был приобретен билет. Опоздав на автобус, вы имеете право на то, чтобы вас отправили на другом автобусе при условии доплаты 25% стоимости билета. Этим правом вы можете воспользоваться в течение 3 часов, либо если вы опоздали вследствие болезни или несчастного случая - то в течение 3 суток. При перевозках на внутреннем водном транспорте также предусмотрена возможность продления срока действия билета в случае болезни, при условии подтверждения этого соответствующими документами. В других случаях вы имеете право сдать билет и получить обратно его стоимость.

При воздушных перевозках не предусмотрено право пассажира на отправление другим самолетом в случае опоздания, но вы можете сдать билет, получить его стоимость за вычетом установленных процентов и приобрести билет на другой самолет.

5. Я прилетела в Омск, однако свой багаж не получила. Как правильно мне необходимо было себя вести?

- При обнаружении утраты, недостачи или повреждении багажа пассажир должен потребовать от перевозчика составления коммерческого акта. При рассмотрении спора между пассажиром и перевозчиком он служит в качестве доказательства наличия нарушений договора перевозки.

Акт составляется в день выдачи багажа либо в течение следующих суток. В акте указываются следующие сведения: подробное описание состояния багажа, обстоятельства, при которых обнаружена несохранность багажа, данные о том, правильно ли погружен, размещен и закреплен багаж. Акт подписывается перевозчиком и пассажиром и в течение трех дней выдается пассажиру. Хотя отсутствие такого акта не препятствует подаче претензии или иска к перевозчику.

Претензии о возмещении ущерба в связи с утратой, повреждением багажа предъявляются в течение шести месяцев. Порядок подачи, сроки рассмотрения претензии об утрате, повреждении багажа те же, что и при нарушении сроков доставки пассажира и багажа.

В случае удовлетворения перевозчиком претензии средства в счет возмещаемого ущерба, штрафов или пеней по просьбе заявителя пересылаются по указанному им адресу или выдаются ему на руки по месту нахождения перевозчика.

При утрате багажа перевозчик возмещает пассажиру стоимость утраченного багажа, плату за перевозку багажа и иные платежи, взысканные за перевозку. В случае если багаж не утрачен, а поврежден пассажиру возмещается ущерб в размере суммы, на которую понизилась стоимость багажа (ст.796 Гражданского кодекса РФ).

При утрате багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, ущерб выплачивается в размере объявленной стоимости багажа. Не многие пассажиры знают, что при сдаче багажа перевозчику они могут объявить ценность данного багажа, которая должна быть указана в багажной квитанции. При сдаче багажа с объявленной ценностью пассажир должен оплатить установленный перевозчиком сбор (стоимость сбора указывается перевозчиком в прейскурантах услуг, которые по требованию пассажира должны быть ему предъявлены). Кроме того, при возникновении у перевозчика сомнений в правильности оценки пассажиром своего багажа он имеет право потребовать, чтобы багаж был ему предъявлен для осмотра, при отказе пассажира вскрыть багаж он принимается к перевозке без объявленной стоимости.

Стоимость багажа, отправленного без объявленной ценности, устанавливается на основании счета продавца, договора, либо исходя из средней цены на аналогичный товар, существовавшей в том месте, в котором багаж подлежал выдаче.

При воздушных перевозках ответственность за утрату, недостачу или повреждение багажа, отправленного без объявленной ценности, ограничена и взыскивается в размере не более двух минимальных размеров оплаты труда за килограмм веса багажа (200 рублей за 1 кг веса).

При воздушных перевозках перевозчик также несет ответственность за утрату, недостачу, повреждение вещей, находящихся при пассажире в размере стоимости данных вещей, а при невозможности ее установления - в размере не более чем десять минимальных размеров оплаты труда (1000 руб.).

5. Летом ездили всей семьей в Сочи. В поезде плохо убирали туалет, там постоянно стояла вода и было грязно. Мой десятилетний сын поскользнулся, когда ходил в туалет, и сломал руку. Какую ответственность несет перевозчик за это?

- Перевозчик, как владелец источника повышенной опасности, отвечает за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира. При причинении пассажиру во время поездки (полета) увечья или ином повреждении его здоровья перевозчик обязан возместить ему утраченный заработок (доход), который он имел, а также дополнительные расходы, в частности: лечение, приобретение лекарств, протезирование и т.п. (ст.ст.1085,1086 Гражданского кодекса РФ). В случае смерти пассажира перевозчик обязан возместить вред лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца (ст.ст.1088, 1089 Гражданского кодекса РФ).

В соответствии со ст.1094 Гражданского кодекса РФ подлежат возмещению также расходы на погребение. Перевозчик обязан возместить имущественный вред, вызванный расходами на погребение любым лицам, как физическим, так и юридическим, которые понесли эти расходы и предоставили соответствующие доказательства. Размер возмещения ограничивается необходимыми расходами, однако он не зависит от пособия на погребение, полученного гражданами в соответствии с Федеральным законом от 12.01.96 № 8-ФЗ <О погребении и похоронном деле>, поскольку такие выплаты имеют природу социальной защиты.

6. Две недели назад возвращался домой через Красноярск. Из-за сильного снега просидели в самолете четыре часа. Когда я обратился в авиакомпанию за компенсацией, мне ответили, что они не виноваты. Правы ли они?

- Законом предусмотрены основания освобождения перевозчика от ответственности за просрочку доставки пассажира, багажа. К ним относятся непреодолимая сила, то есть чрезвычайные и непредотвратимые обстоятельства (например, стихийные явления - землетрясение, смерчи и т.п., а также чрезвычайные социальные явления - эпидемии, карантин и т.д.), устранение неисправности транспортного средства, угрожающей жизни или здоровью пассажиров. В связи с этим следует разграничивать обстоятельства, которые действительно не зависят от воли сторон и являются чрезвычайными и непредотвратимыми, и обстоятельства, которые охватываются риском предпринимательской деятельности. Например, невозможность подачи самолета для очередного рейса в связи с его задержкой в другом аэропорту или несогласованность наземных служб по подготовке самолета к полету не являются чрезвычайными обстоятельствами и не могут освобождать перевозчика от ответственности. Вышеуказанные основания освобождают перевозчика от ответственности только за задержку в аэропорту отправления. При утрате и повреждении багажа обязанность перевозчика по возмещению ущерба и провозной платы сохраняется при любых условиях. При причинении вреда здоровью или жизни пассажира отказ (или освобождение от ответственности) в возмещении вреда также не допускается.

Перевозка пассажиров, багажа всеми видами транспорта регулируется Гражданским кодексом РФ, который закрепляет основные условия осуществления перевозки, содержание договора перевозки и ответственность перевозчика. Особенности перевозки граждан и багажа отдельными видами транспорта установлены специальными законодательными актами. Условия воздушной перевозки пассажиров и багажа регулируются Воздушным кодексом РФ, перевозка железнодорожным транспортом - Федеральным законом <Устав железнодорожного транспорта РФ>, перевозки водным транспортом - Кодексом внутреннего водного транспорта РФ, автомобильные перевозки - Уставом автомобильного транспорта РСФСР и т. д. Следует знать, что к отношениям по перевозке пассажиров, багажа применяется Федеральный закон "О защите прав потребителей", однако с некоторыми изъятиями, установленными Гражданским кодексом РФ и специальными законами.

Метки:
baikalpress_id:  5 777
Загрузка...