Комета-убийца оказалась выдумкой

Иркутские ученые отвергают существование кометы, которая устроит катастрофу в начале ноября

Просто удивительно, сколько околонаучных глупостей приходится опровергать иркутским ученым. В начале осени наша газета уже писала о том, что ученые Института земной коры опровергли сообщение о крупном землетрясении в Прибайкалье в ближайшее время. И вот якобы грядет новый катаклизм. Последнюю неделю в электронных СМИ усиленно тиражируется новость, что к Земле несется раскаленное небесное тело и, если оно не изменит своего курса, уже нынешней осенью (в конце октября или начале ноября) ударит в поверхность нашей планеты, вызвав гигантские цунами, землетрясения и сходы лавин.

Об этом поведал потрясенной мировой общественности некий российский астроном — Николай Федоровский, увидевший комету-убийцу в телескоп и сумевший рассчитать траекторию ее движения. Он поведал, что обнаружил в конце августа объект, перемещавшийся с подозрительно большой скоростью. Больше всего это напоминало астероид или крупную комету.

Как ни странно, в среде иркутских ученых-астрономов сообщение не вызвало ни паники, ни внимания. В лучшем случае они реагировали на сообщение с улыбкой. Прежде всего вызывала сомнение компетенция астронома-первооткрывателя.

— Астрономы, как правило, знают друг друга — их в мире вообще не так уж много. Мне знакомы сотни российских астрономов — кто лично, кто по публикациям, — прокомментировал ситуацию директор астрономической обсерватории ИГУ Сергей Язев. — Федоровского среди них нет. Не случайно, я думаю, Федоровский не указывает, где он работает, как принято в среде ученых. Похоже, это одиночка, и боюсь — не профессионал.

По словам Сергея Арктуровича, вероятность пропустить крупную комету ничтожно мала. Помимо профессиональных телескопов, разбросанных по всему миру и нацеленных именно на эту задачу, каждую ночь работают десятки тысяч любителей, отлично знающих звездное небо.

— Даже самые слабые тусклые, низкой яркости объекты, угрожающие Земле, обнаруживаются задолго, и их орбиты тщательно анализируются, — говорит Сергей Язев. — На сегодня нет ни одного объекта, который действительно реально представлял бы опасность в обозримом будущем. Я думаю, что сообщение Федоровского — это либо блеф, либо заблуждение.

Что касается необходимости мониторинга опасных объектов и вероятности катастрофы, то мониторинг необходим и катастрофа не исключена. Если с крупными далекими астероидами все как-то более или менее понятно и теперь уже ясно, что современные технологии позволят обнаружить опасного пришельца за годы до столкновения, то всякая мелочь пока непредсказуема.

— Вспомним Витимский болид: глыба размерами около трех метров дала в воздухе энерговыделение в две с половиной тысячи тонн тротила! Бодайбо тогда очень повезло... Средств заблаговременного обнаружения объектов такого типа на сегодня не существует, — рассказал Сергей Язев. — Боюсь, что рано или поздно дело кончится плохо. Периодически такие события происходят, и не факт, что это может произойти снова в безлюдной тайге. Чем плотнее строятся современные города, заводы, плотины, электростанции, трубопроводы, тем больше вероятность попадания метеоритов, которые бывают очень разные — от камешка до огромной глыбы.

Также об астрономе по фамилии Федоровский ничего не слышал заведующий отделом физики Солнца Института солнечной и земной физики, член-корреспондент РАН Виктор Григорьев. Более того, он вообще сомневается в том, что самозваному астроному что-то удалось обнаружить.

— Всем астероидам, обнаруженным в околоземном пространстве, присваивают номера. Например, у ближайшего к Земле астероида есть присвоенный номер 2006-УЕ-64. Все открытия немедленно регистрируются самими астрономами, это обычная практика, — прокомментировал Виктор Михайлович. — Поэтому информация этого "астронома" Федоровского непонятна: он, как очевидно, даже не заявил о своем открытии в службы слежения, его астероиду не был присвоен номер.

Справка "СМ Номер один"

По состоянию на 30 октября 2006 года, существует 821 потенциально опасный астероид. Последний раз астероид прошел около Земли 21 октября, но он не был опасным — размером он был всего 11 метров.

Потенциально опасным считается астероид диаметром не менее ста метров, находящийся от Земли на расстоянии менее чем пять сотых астрономической единицы, то есть меньше чем в 7,5 млн километров от нашей планеты.