Вся правда о джипах

За что их любят, а за что осуждают

Популярность джипов превосходит все возможные критерии. Женщины очень ценят в них мощь и возможность быть выше (в прямом смысле) всех владельцев легковушек, а также уважают за спокойное преодоление всевозможных "лежачих полицейских" и различных ухабов. Мужчины признают практичность джипа, безопасность и возможность пролазить там, где все другие застревают. Истинных любителей не останавливают затраты на обслуживание джипа, которые, по сложившемуся мнению, существенно выше, чем вложения в легковой автомобиль такой же цены. Так ли это на самом деле, и вообще — за что платят большие деньги, приобретая джип? Попробуем разобраться, насколько оправдана популярность такого типа машин.

Джип или не джип?

Для начала следует определиться, а что есть само название "джип"? Если заглянуть в Большую советскую энциклопедию, то можно увидеть следующее толкование: автомобиль повышенной проходимости, без верха и дверей. Вообще-то, со времен Второй мировой войны и до середины семидесятых существовали автомобили под названием General Purpose ("общее назначение" — Прим. автора), что по-английски звучит "джи-пи". Именно отсюда и пошло слово Jeep. Далее. Как торговую марку это название зарегистрировала в пятидесятых годах американская компания Daimler Chrysler, которая начала выпускать под этой маркой внедорожные автомобили Cherokee и Wrangler.

Русский народ, не вдаваясь в подробности и предысторию этого слова, попросту именует джипами все автомобили с повышенной проходимостью. Мы же данные машины будем именовать по правилам профессионалов бездорожья — внедорожники.

Автомобили повышенной проходимости можно разделить на три категории:

— универсалы повышенной проходимости (в народе — паркетники) — Honda CRV и т. д.;

— класс SUV (передняя подвеска независимая, задняя зависимая) — Nissan Terrano (Datsun), Toyota Surf, Prado серии 9х, Isudzu Bighorn, MU, Suzuki Eskudo, Mitsubishi Padjero, его модификации и т. д.;

— профессиональные внедорожники (подвеска полностью зависимая) — Toyota Land Cruiser серий 4х, 6х, 7х, 80 и 105), Toyota Hilux Pick-Up до 1994 г. в., Nissan Safari/Patrol, Mersedes Gelendwagen, Jeep Wrangler и т. д.

Что есть реальный внедорожник?

— Настоящий внедорожник должен иметь кузов, укрепленный на мощной раме, а также подключаемый или постоянный (с возможностью блокировки межосевого дифференциала) полный привод и обязательно полностью зависимую подвеску, — поясняет участник off-road-клуба "Протектор" Михаил Разскащиков. — Такие машины изначально проектируются для жестких условий эксплуатации и имеют повышенный ресурс и запас прочности, что положительным образом влияет и на пассивную безопасность. Известны случаи, что при страшной аварии водитель и пассажиры оставались в живых, хотя машину восстановить было невозможно. Но стиль езды на такой машине должен быть размеренным.

Почему нельзя гонять на внедорожнике? Во-первых, все внедорожники в силу конструкции имеют довольно высокий центр тяжести и более валки в поворотах.

Во-вторых, из-за больших неподрессоренных масс имеют не такое чуткое рулевое управление, как легковые автомобили, хотя ездить по трассе со скоростью 120-130 км/ч на них одно удовольствие.

В-третьих, двигатель проектируется в основном с упором на тяговитость и просто не создан для агрессивного стиля вождения. Да и вообще стихия внедорожника - это именно бездорожье, а не асфальт.

К примеру, в инструкции по эксплуатации автомобиля Ford Expedition с бензиновым двигателем объемом 5,4 литра написано крупными буквами: это не гоночный автомобиль.

Почему внедорожники безопасны?

Владелец внедорожника Nissan Safari, а также преподаватель центра высшего водительского мастерства Сергей Степанов объясняет:

- Внедорожники спасает масса! Кому посчастливится не иметь трамв, если произойдет столкновение автобуса "Азия" массой 8-9 тонн и 3-тонного маршрутного такси? Осмелюсь утверждать, что пассажиры автобуса отделаются мелкими ушибами. Дело в том, что сила удара равна массе, помноженной на ускорение. То есть чем больше масса авто при ударе, тем больший шанс выжить. Статистика за внедорожники: водитель и пассажиры таковых часто даже не получают травм, если, к примеру, на повороте их выкидывает в кювет. Но это ни в коем случае не говорит о том, что, купив внедорожник, нужно на нем носиться по дорогам. Большая машина требует предусмотрительного управления, а также очень осторожного. Все-таки полный привод в критической ситуации - вещь непредсказуемая!

Можно добавить, что внедорожники считаются самыми безопасными автомобилями - не в смысле оснащения элементами активной и пассивной безопасности, а в части последствий ДТП, - продолжает Сергей. - Однако необходимо учитывать, что центр тяжести авто расположен гораздо выше, чем у легковушки, и внедорожник более склонен к опрокидыванию. Принимая во внимание состояние наших дорог (в большей степени их отсутствие), я считаю, что внедорожник в наших условиях иметь предпочтительнее, учитывая больший моторесурс двигателя, а также неубиваемую подвеску. Но это только в том случае, если водитель далек от каких бы то ни было гоночных амбиций.

Самое дорогое в джипе - это его покупка

Многих очень пугает затратная сторона покупки и дальнейшего обслуживания внедорожника. Бытует мнение, что наличие такого авто требует баснословных денег.

- Самое дорогое во внедорожнике - это его покупка, - объясняет Михаил Разскащиков. - Насчет обслуживания можно сказать следующее: чем больше автомобиль, тем больший запас прочности у его основных агрегатов.

Серьезные поломки у внедорожников встречаются намного реже, чем у тех же седанов. Но необходимо помнить о должном уходе - своевременной замене всех жидкостей, фильтров, элементов подвески. Особое внимание нужно уделять уходу за силовым агрегатом и топливной системой. Это, конечно, дороже, чем обслуживание легкового автомобиля, но ненамного. Если всего этого не делать, машина очень долго будет позволять издеваться над собой, создаст видимость вечной, но в один прекрасный момент предъявит счет на ремонт в эквиваленте 2/3 своей стоимости.

Кроме того, не нужно забывать и то, что заправочные объемы внедорожника намного больше. Например, антифриза в систему охлаждения Nissan Safari или Toyota Land Cruiser 80 нужно больше ведра. Количество моторного и трансмиссионного масла тоже поражают воображение. А с учетом, что лить туда надо не российскую "минералку", а качественные импортные масла, процедура выходит в копеечку. Поговорка "скупой платит дважды", похоже, написана именно для владельцев внедорожников. А вот с расходом топлива все более радужно, особенно с дизельными двигателями объемом более 3 литров (менее объемные собратья грешат ненадежностью и частыми поломками), 4,2-литровый атмосферный двигатель спокойно укладывается в 12-14 литров солярки (при условии его исправности). Расход бензинового двигателя объемом от 3 литров можно спокойно умножать на 1,5-2.

О маленьком паркетнике замолвите слово

Слово "паркетник" произошло от ангийского parking - "парковка", то есть легкий в парковке, а значит, небольшой и удобный. Профессионалы внедорожного мастерства в шутку именуют такие машины недоприводами. Просто у паркетников отсутствует рама, а значит, они легче, подвижнее, но и менее надежные в аварийной ситуации. Обычные паркетники - это RAV 4, Honda CRV, Mercedes M, Lexsus RX и т. д.

Как правило, у этих автомобилей постоянный полный привод, уменьшенный дорожный просвет (для повышения устойчивости на дорогах).

По словам Михаила Разскащикова, многие автомобили этой категории великолепны при езде по дорогам, но все они абсолютно непригодны для тяжелого бездорожья.

- Скажу лишь, что, если ваше бездорожье ограничивается выбоинами на асфальте, дорогой на дачу или к озеру, прочности и проходимости любого автомобиля такого типа будет достаточно, - утверждает Михаил.

Кому нужен автомобиль повышенной проходимости?

1. Тем, кто ездит только там, где асфальт не появится никогда. В их число входят: рыбаки, охотники, участники различных соревнований по бездорожью. Здесь требуются реально подготовленные внедорожники типа Land Cruiser, Nissan Safari и доведенный до ума УАЗ. "Имидж - ничто. Простота, надежность и безопасность - залог успеха" - именно так, а не иначе звучит девиз любителей полного бездорожья.

Расширители арок, всякие бирюльки, фишечки - их на нормальном внедорожнике просто не должно быть. Либо они исчезают при первой же серьезной поездке в лес, либо их предусмотрительно убирают. Все, что можно укрепить, - укреплено. Все, что может помешать или сломаться, - убрано или спрятано. Кроме того, возможностей серийного внедорожника этим людям не хватает, поэтому они дорабатывают свои автомобили под конкретные задачи (охота, спорт, экспедиции), благо сейчас можно приобрести любые комплекты по глубокому тюнингу внедорожников любых марок. В Иркутской области, например, для этого достаточно обратиться в иркутский off-road-клуб "Протектор", где не только окажут консультативную помощь по подбору комплектующих, но и помогут приобрести и установить внедорожные примочки на ваш автомобиль.

2. Тем, кто хочет спокойно ездить зимой. Наш сибирский климат заставляет понервничать и даже бывалых автомобилистов. Утром лед, днем слякоть, ночью лед и снег... Как тут ездить спокойно и счастливо? Панацеей считается полный привод, который как раз таки имеется у внедорожников. Вот так и наполняются наши улицы зимой различными авто типа джипов. Они, красивые, плывут по нашим дорогам, вызывая восхищение, но вряд ли познают настоящее бездорожье. Небольшой сугробик или колея - вот и все испытания. Может быть, экономически это неоправданно, но иногда возникают ситуации, когда можно воспользоваться более высоким просветом, перескочить через бордюр, объехать пробку и успеть, например, на важную встречу. Тогда этот авто очень поможет, тем более что о состоянии наших иркутских дорог можно не говорить.

3. Тем, кто любит покрасоваться. Проходимость и тяговые качества внедорожника не заинтересуют данных водителей. Им нужны престиж и показная мощь. Им важно объехать пробку по бордюрам. Им в принципе нравятся большие машины, на маленьких седанах они далеко не уедут (в прямом и переносном смыслах). Они всегда пользуются плюсом такого авто. Солидный джип никто не подрежет, не подставит, его всегда пропустят - мало ли кто там сидит... Водители таких джипов не хотят замечать ямы и трамвайные пути, легко глотают "лежачих полицейских" и паркуются в труднодоступных местах (например, на ступеньках собственного подъезда). Эти водители не поедут за город - может, раз или два, чтобы показать машину и погордиться, а потом с удовольствием вернуться в город. И останутся резвиться там, ведь для города их авто и было куплено.

Владелица Land Cruiser 100 Елена говорит о своем авто так: "Мне очень нравится, что моя машина позволяет мне возвышаться над другими авто. Во-первых, все видно лучше, а во-вторых, к тебе заглянуть в салон достаточно трудно. Теперь отказаться от этой машины практически не представляется возможным. На седане я чувствую себя более чем некомфортно. Наверное, так и буду ездить на внедорожнике. То, что дает такая машина, трудно заменить каким-нибудь другим авто. Уверенность на дороге полная, а приятное ощущение мощи всегда очень радует!"

По словам сотрудника пресс-службы ОГАИ УВД города Иркутска Ивана Добровольского, иркутские водители "Ленд-Крузеров" и подобных им машин предельно вежливо и корректны. Грубости, а тем более угроз со стороны водителей не было и нет. Возможно, владельцы внедорожников ведут себя на дороге как короли дорог, но сотрудникам ГИБДД проблем и беспокойств не доставляют. Ситуация с такими владельцами не хуже и не лучше, чем с водителями седанов.

Метки:
baikalpress_id:  5 890