От чиновника можно требовать возмещения морального ущерба

Государство защищает население от произвола чиновников, так же как покупателей от недобросовестных предпринимателей

Всем нам нередко приходится обращаться в государственные учреждения для решения тех или иных вопросов: по поводу приватизации квартиры, аренды земельного участка, получения пособия и т. д. Подобные обращения, к сожалению, почти никогда не бывают делом спокойным и обыденным, а зачастую превращаются в настоящую проблему. Но беда в том, что эту проблему мы не пытаемся решить, а стараемся ее пережить, старательно исполняя все требования чиновников. Между тем действующее законодательство создало достаточно гарантий для эффективной защиты гражданами своих прав, установив порядок представления документов в государственные учреждения, сроки рассмотрения заявлений и возможность обжалования действий и бездействия должностных лиц.

Чиновник отвечает перед гражданином так же, как продавец перед покупателем

— Как показывает практика, только очень незначительное число граждан пользуется установленными законом способами защиты своих прав. Как ни странно, но количество лиц, обращающихся за защитой своих прав от недобросовестных продавцов и изготовителей, несравнимо больше числа людей, обжалующих действия должностных лиц, хотя эти отношения довольно сходны: при обращении в государственные органы мы тоже являемся своего рода потребителями услуг, — рассказывает сотрудник центра юридического обеспечения и правовой экспертизы "Новация" Инна Серебрякова.— Тем не менее Федеральный закон "О защите прав потребителей" оказался более востребованным, чем Федеральный закон "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан". Возможно, это связано с ложным представлением о том, что судиться с продавцом легче, чем с государством в лице уполномоченных органов. В действительности же это не так, и нам следует пересмотреть свою позицию.


Не идите на поводу у чиновников

Одним из актуальных вопросов является представление документов. Порядок приема и рассмотрения документов в любом государственном учреждении, как правило, регулируется определенным нормативно-правовым актом — федеральным или локальным. Прежде чем обратиться с каким-либо вопросом, необходимо установить, каким нормативным актом данный вопрос регулируется, какие документы в соответствии с указанным актом следует представить и какие установлены сроки для принятия решения по данному вопросу. Зачастую от нас требуют документы, которые мы должны получить в одном отделе данного учреждения, чтобы передать в другой отдел этого же учреждения. Это очень характерно для администрации города Иркутска, чьи подразделения расположены по всему городу. Если представлять такие документы не требуется по закону или иному нормативно-правовому акту, не следует идти на поводу у чиновников и собирать их, поскольку этот процесс может стать бесконечным.

Так, перечень документов, необходимых для подачи документов на приватизацию квартиры, установлен в решении думы города Иркутска от 31.08.2005 г. № 004-20-160184/5 "О порядке рассмотрения вопросов приватизации жилищного фонда в г. Иркутске и передачи приватизированных жилых помещений в муниципальную собственность г. Иркутска".

Документы, необходимые для предоставления земельных участков под строительство, для ведения садоводства, огородничества, сенокошения и т. д., а также порядок их прохождения и согласования указан в решении думы города Иркутска от 14.07.2004 г. № 003-20-440548/4 "Об утверждении порядка прохождения документов при предоставлении земельных участков на территории г. Иркутска".

В некоторых случаях в самом законе установлен перечень необходимых для подачи документов. Так, Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" содержит перечень документов, необходимых для представления в регистрирующий орган для регистрации права или сделки. В этом же законе, в статье 18, сказано, что не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в данном законе, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В соответствии с указанным законом для регистрации необходимо представить: заявление, технический паспорт или кадастровый план, правоустанавливающий документ (договор, свидетельство о праве на наследство и т. п.). Кроме того, при подаче на регистрацию предъявляются, но не представляются: документ об уплате государственной пошлины и документ, удостоверяющий личность, а для юридических лиц — учредительные документы или нотариально удостоверенные копии учредительных документов. Никаких других документов вы представлять не должны. Более того, даже если у вас нет с собой всех необходимых по закону документов, вам не могут отказать в приеме тех документов, которые у вас уже имеются. Остальные документы вы вправе представить позднее.

Чиновник несет административную ответственность за нарушение сроков//мал. заг.

Немаловажным является вопрос о сроках рассмотрения заявлений граждан. Указанные сроки также закреплены в законах или подзаконных нормативно-правовых актах, регулирующих данный вид правоотношений. При этом закон, как правило, содержит санкции за нарушение указанных сроков. Последствия их нарушения могут также регулироваться судебной практикой. Так, в соответствии с Обзором судебной практики Верховного суда РФ "О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении судами дел, связанных с приватизацией гражданами жилых помещений", если по истечении двух месяцев со дня подачи гражданином заявления о приватизации со всеми необходимыми документами ему не было выдано никакого письменного решения по его документам, это следует расценивать как отказ в приватизации, и надо обжаловать его в судебном порядке.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", при нарушении сроков регистрации можно обжаловать в судебном порядке уклонение от государственной регистрации. При этом приостановление государственной регистрации без законных оснований судебная практика также рассматривает как уклонение от регистрации.

Следует знать, что и должностные лица государственных учреждений несут ответственность за свои действия. Помимо того что в судебном порядке можно обжаловать отказ в осуществлении какого-либо действия или уклонение от его совершения (например, отказ в выдаче свидетельства о праве на наследство, уклонение от государственной регистрации права и т. д.), законом предусмотрена еще и административная ответственность должностных лиц.

Так, ст. 19.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность должностного лица за нарушение сроков рассмотрения заявлений о предоставлении земельных участков или водных объектов. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей, возбуждаются прокурором и рассматриваются судьями судов общей юрисдикции.

Согласно ст. 36 Земельного кодекса РФ, решение о предоставлении в собственность либо в аренду земельного участка, на котором расположены здания, строения, сооружения, должно быть принято в двухнедельный срок со дня подачи заявления. Следовательно, если в указанный срок решение не принято, вы имеете право подать в суд заявление об уклонении от предоставления земельного участка, а также обратиться к прокурору с заявлением о привлечении должностного лица к административной ответственности за несоблюдение сроков рассмотрения заявления.

Несколько способов заставить чиновника выполнять свои обязанности

Законом закреплены необходимые гарантии для эффективности и доступности судебной защиты нарушенных прав граждан. В отличие от исковых заявлений подача в суд жалобы на действия должностного лица оплачивается минимальной государственной пошлиной — 100 рублей, и рассматривается такая жалоба в кратчайшие сроки — 10 дней. Причем неявка на судебное заседание должностного лица, надлежащим образом извещенного о времени судебного разбирательства, не является препятствием для принятия решения по жалобе.

Практически ни одну государственную услугу нельзя получить без очереди. Раньше они были типичны для торговли и сосредоточивались почти исключительно в магазинах, теперь же очереди перекочевали в государственные учреждения, которые возродили также старый забытый институт выдачи талонов. Сейчас талоны выдают не на получение товаров, а на получение государственных услуг. Само по себе это недопустимо, потому что мы зачастую обращаемся в указанные учреждения не по своей воле, а потому что нас к этому принуждает само государство. Например, сократив сроки приватизации квартир, государство не могло не знать, что это вызовет значительное увеличение количество лиц, обратившихся за приватизацией, и должно было создать условия для оперативного решения вопросов о приватизации.

Разрешить эту проблему юридически невозможно, но если применить здоровое занудство, то со временем существующее положение дел можно существенно улучшить. Так, у каждого государственного учреждения, как правило, есть вышестоящий орган, вплоть до соответствующего министерства.

Натерпевшись от простаивания в очередях и грубости сотрудников, необходимо, во-первых, обратиться с жалобой к непосредственному руководителю самого учреждения, поскольку в соответствии с Трудовым кодексом РФ именно он должен обеспечить трудовой процесс. У него же можно выяснить, какие вышестоящие органы имеет данное учреждение и по какому адресу они располагаются. Кроме того, наличие и адрес вышестоящих органов часто вывешивают в фойе учреждения на стендах с публичной информацией, иногда их указывают на вывесках учреждений.

Если посещение руководителя органа не принесло ожидаемого результата, можно также направить письменное обращение либо жалобу в вышестоящий орган.

Граждане имеют право на возмещение морального вреда

В мае 2006 г. принят и вступает в силу с ноября этого года Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", в котором нашло отражение правовое регулирование правоотношений, связанных с рассмотрением обращений граждан. В нем, в частности, отражены требования к письменному обращению граждан.

В обращении необходимо в обязательном порядке указать наименование органа, в который направляется обращение, либо фамилию, имя и отчество соответствующего должностного лица или его должность. Кроме того, следует указать свои данные: фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ. Далее нужно изложить суть предложения, заявления или жалобы. Желательно подробно указать, когда вы обратились в учреждение, с какой просьбой, написать фамилию, имя лица, к которому вы обратились, а также сообщить, в чем именно вы видите нарушение ваших прав или плохую организацию работы учреждения. Можете указать пути улучшения работы, если вам кажется, что вы их знаете. В любом обращении не забудьте поставить личную подпись и дату.

Надлежаще оформленное обращение подлежит обязательному рассмотрению в течение 30 дней с момента его регистрации. В случае необходимости государственный орган или соответствующее должностное лицо может обеспечить его рассмотрение с выездом на место (ст. 9 указанного федерального закона).

Конечно, одна жалоба ситуации не изменит, но если обращения будут неоднократными и регулярными, то, безусловно, на это обратят внимание и попытаются урегулировать проблему. Помимо этого закон предусматривает также и права граждан на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненного незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица.

Законодательством предусмотрены ситуации, когда обращение может быть оставлено без рассмотрения.

К таким случаям относятся:

— если в обращении отсутствуют фамилия гражданина и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ;

— если в обращении обжалуется судебное решение (при этом должен быть разъяснен порядок обжалования);

— если обращение содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы в адрес должностного лица;

— если текст письменного обращения не поддается прочтению;

— если в письменном сообщении содержится вопрос, на который уже были даны письменные ответы в связи с ранее направленными обращениями и не приведены новые доводы или обстоятельства.

Центр юридического обеспечения и правовой экспертизы "Новация":

— Оформление прав на объекты недвижимости любой сложности, помощь при приватизации квартир, юридическое сопровождение сделок.

— Правовой анализ, экспертиза всех видов документов.

— Представительство в суде, консалтинговые услуги.

— Помощь предприятиям разных форм собственности, рекомендации по эффективному применению права.

Иркутск, ул. Байкальская, 215а, тел.: 35-65-85, e-mail: novacia@bk.ru.

Загрузка...