Симпатичная проза от дочери Владимира Войновича

Бытует мнение, что природа отдыхает на детях гения. Ольга Войнович, конечно, не гений, но бесталанной ее тоже не назовешь.

В Германии Ольга вместе с родителями живет с семи лет. У нее немецкое образование: гимназия и университет. Сейчас она преподает немецкий классический язык. Кроме немецкого Ольга свободно владеет английским, итальянским, испанским и, естественно, русским, говорит по-шведски, учит албанский.

Роман "Зубрила" — это ее дебют. Книга была написана на немецком и имела в Германии большой успех. Критики назвали Войнович "немецкой Франсуазой Саган", а книга долгое время держалась в списках бестселлеров.

Ну что ж, "Зубрила" — вполне приятная и симпатичная проза, которой сейчас пишется довольно много. Особых претензий к тексту так сразу и не выдвинешь: легко, иронично, смешно. Недостатки, безусловно, есть, но они не портят общего впечатления.

Главный герой романа Гидо Виммель в школе был отличником, точнее — обыкновенным зубрилой. Поскольку соображал он туго, то все заучивал и отвечал без запинки, так и выбился в лучшие ученики. Но на пороге новой жизни он растерялся. Вопрос, куда пойти после школы учиться, застал его врасплох. И Гидо совершенно спонтанно решил поступить на филологический факультет, на отделение славистики.

Дальше у Войнович идет описание быта и нравов немецкого университета. После прочтения понимаешь, что наша высшая школа все-таки не самая плохая.

На факультете, вместо того чтобы преподавать студентам русский язык и литературу, творится что-то странное. Студентам впаривают якобы структурный анализ, постмодернизм и прочие современные заморочки. Причем темы семинаров звучат так: "Полифоническая педофилия у Пушкина" и "Абсолютное Ничто в произведениях Гоголя", "Порнография и комплекс кастрации в поэме Пушкина "Руслан и Людмила". Причем Войнович вовсю стебается над немецкими профессорами, описывая их недалекость и посредственность. Впрочем, посредственность торжествует везде, в том числе и в нашей высшей школе, но, судя по описаниям Войнович, в Германии гораздо более запущенная ситуация.

Посредственность и серость действительно одолевают все. Войнович прекрасно описывает вечных студентов, которые не хотят расставаться с университетом, преподавателей, один из которых спит на докладах студентов, а другой злоупотребляет алкоголем. Очень хорошо у нее получился образ молодого современного журналиста, который, не испытывая никаких сомнений, задает аргентинскому писателю, нобелевскому лауреату вопрос: "А что вы написали?"

Гидо, конечно, в такой ситуации сложно разобраться, потому что он не привык мыслить самостоятельно, но даже такой тормоз как он понимает, что знания, которыми его пичкают, совсем никуда не годны. Есть, правда, на всем факультете один преподаватель, который действительно что-то дает студентам, — это фрау Жукова, но и то ее увольняют. Мучается Гидо еще и оттого, что никак не может найти порнографию в "Руслане и Людмиле", хотя прочитал поэму раза три. И даже когда его наконец просвещают, что, мол, отрубание бороды Черномора и есть кастрация, он все равно не может понять взаимосвязи.

В конце концов главный герой романа Гидо отправляется на полгода пожить в Россию: поучить язык, ознакомиться с бытом и нравами, причем едет он не в Москву, а в Новосибирск. Роман на этом заканчивается, вполне возможно, что Войнович напишет продолжение — приключения Гидо в России.

Метки:
baikalpress_id:  19 490