Зюскинд борется с попсой по мере сил

В России вышла книга с ироничными сценариями автора знаменитого "Парфюмера"

К выходу фильма роман "Парфюмер" был переиздан в нашей стране дорого и красиво, также выпущено кое-что новенькое, а именно книга со сценариями Зюскинда, которые он написал в сотрудничестве с Хельмутом Дитлем - режиссером и давнишним другом. В книге "О поисках любви" два сценария: "Россини, или Убийственный вопрос, кто с кем спал" и "О поисках любви". По первому сценарию фильм был снят в 1997 году, а по второму - в 2005-м.

"Россини, или Убийственный вопрос, кто с кем спал" повествует о буднях немецкой богемы. Праздная веселая компания неплохо проводит время в ресторане и за его пределами: ест, пьет, занимается сексом, изменяет друг другу - жены с садовниками, а мужья с актрисами. По ходу дела эта компания, в которую входят банкиры, несколько продюсеров и некоторое количество киношных и театральных деятелей, собирается снимать фильм под названием "Лорелея" по книге тоже богемного автора, который никому не хочет продавать права и живет затворником. В авторе легко угадывается Зюскинд, а в "Лорелее" - история героя из "Парфюмера".

Сценарий "О поисках любви" построен на классической истории об Орфее и его возлюбленной Эвридике. Поэт-песенник и певица-неудачница случайно встречаются и влюбляются друг в друга. Поэт пишет для певицы замечательные песни, и они имеют огромный успех. Однако личная жизнь героев разрушается. Певица изменяет мужу, но когда песенник сводит счеты с жизнью на собственной вилле, девушка отправляется в царство Аида, чтобы вернуть мужа обратно.

Оба сценария скорее иронично-комедийные, самих фильмов я не видел: наши пираты поленились привезти их на DVD, так что приходится говорить только о текстах. По ним видно, что авторы с улыбкой относятся к своим героям.

В книге кроме текстов сценариев есть еще эссе и интервью, в которых соавторы "раскрывают секреты мастерства", большей частью описывая трудности экранизации. Начинающим сценаристам почитать будет полезно. Экранизация, конечно, очень специфичная вещь. И если говорить относительно "Парфюмера", то тут Зюскинду не повезло. Нет, дело не в режиссере: Тыквер режиссер замечательный, а текст Зюскинда гениальный. Но действительно мастерство экранизации - очень специфично. Про ужасный роман "Код да Винчи" и не менее ужасную экранизацию говорить не хочется. Просто вот так совпало, что попса заполонила все и Тыкверу некуда было деваться - ему пришлось снимать кино не про жизнь человека в отсутствии любви, а просто фильм про убийства. Но Зюскинд к этому не причастен. По сценариям видно, что он прекрасно понимает ситуацию с попсой в кино и литературе и будет по мере сил с ней бороться.

Загрузка...