На Ольхон пришел большой туризм

Вместо омулевого промысла островитяне занялись строительством турбаз

Один иркутский предприниматель, попав на Ольхон лет 15 назад в качестве руководителя производственного кооператива, в течение полутора-двух лет свернул свой бизнес, заявив всем своим знакомым: "В этом райском местечке нужно торговать воздухом" — и занялся возведением собственной турбазы. И, как оказалось, был прав. Сегодня для большинства островных жителей главным делом считается не рыбный бизнес, как было всегда, а туризм. Но качество предоставляемых услуг пока критикуется столько же яро, сколь и растет количество туристов. Островитяне-бизнесмены не отчаиваются: все равно будут ехать, турист не кончится никогда, не то что нестабильный омуль, который в последние два года никак не желает ловиться.

Пляжный отдых почти как в Сочи

Еще совсем недавно Ольхон радовал изредка попадавших сюда туристов своей первозданностью. Отсутствие электричества приезжавших особо не волновало, так как большинство прибывало с целью рыбалки или простого, незатейливого отдыха. На песчаном берегу поближе к лесочку разбивался лагерь, экипировка — от печек до легкой мебели; в случае долгого пребывания прямо возле воды сооружалась временная баня. Пляжный отдых почти как в Сочи, только вода холодная. Зато вокруг, кроме белок и чаек, никого!

На Ольхон можно было ехать как надолго — на месяц-полтора, — так и на несколько дней, просто на рыбалку. Вопрос был только в количестве купленного провианта и в надежности взятого с собой инвентаря.

Пляжи Ольхона, в частности урочища Песчаного — большой бухты, находящейся примерно посередине и занимающей среднюю часть острова на 20 км севернее Хужира (столицы Ольхона), — были не освоены, не замусорены и отличались большим количеством рыщущих по берегу рыбаков, постоянно предлагающих редким туристам омуль. Обмен свежего, с блестящей чешуей, только что выловленного омуля осуществлялся на водку; деньги принимались неохотно и настоящей валютой в сезон не считались. С продуктами было трудно, с водкой тоже: до ближайшего магазина ехать далеко. И самостийные бригады рыбаков, заезжающих на сезон, состоявшие как из местных, так и из приезжих, просто жили на берегу, ловили рыбу и искали туристов, которым ее можно было предложить. А всех отправляющихся на Ольхон на отдых консультировали знатоки Байкала: "Берите больше водки, половину все равно обменяете на рыбу".

Лодка, ветер и отрезанные пальцы

Еще лет 10—15 назад на острове не было семьи, в которой бы серьезно не занимались рыбой. Рыба кормила всех. И местные рыбу уважали, так же как и сам Байкал. Приезжие всегда удивляются, что старожилы называют озеро морем. "Какое же это море? — спрашивают. — У него же берега видно!" А местные отвечают: "Это сейчас, когда все спокойно, оно как озеро. А когда Сарма подует, сразу увидите — море..."

И действительно, в одночасье абсолютный штиль на Байкале может превратиться в настоящий бушующий шторм. Названия ветров (Сарма, Баргузин, Верховик) даны по местам, откуда приходит ветер. Ветер Сарма, дующий из одноименного ущелья, за несколько минут может превратить аккуратный палаточный лагерь в вихрящиеся над берегом лоскутки...

Что происходит в этот момент с лодками, отошедшими от берега, понятно всем. Поэтому даже самые малые островитяне с детства всегда были приучены к тому, что Байкал не только кормит, но и наказывает за неосмотрительность. К трагедиям, связанным с рыбалкой, на острове всегда относились тоже очень уважительно: Байкал забрал.

Если не говорить о самом печальном исходе, то травмоопасность байкальской рыбалки никого не удивляет: кому может пальцы оторвать, а кому и руку. Вообще рыбалка на Байкале — это очень серьезное и опасное занятие. Сегодня экипировка рыбака, который решит самостоятельно заниматься ловом рыбы, обойдется в копеечку. На чем попало в море не пойдешь, а, учитывая неспокойный характер Байкала, на плохой лодке можно домой и не вернуться.

Просто с удочкой с берега — не для этих мест, что всегда удивляет туристов, особенно из средней полосы. Рыбалка на Байкале стоит достаточно дорого: цена отечественной "Казанки-2М", да еще с хорошим мотором, может достигать 200—300 тысяч рублей. Лодку уже на берегу не оставишь — не те времена, ее надо тащить домой, а значит, требуется водило (специальный прицеп). Соответственно, автомобиль желательно иметь УАЗ-санитарку. Сети не такая затратная часть обмундирования, учитывая, что на иркутской "шанхайке" можно купить дешевые китайские (по сведениям ученых, экологов и рыбинспекторов, сетями так засорена акватория, что из-за них снижен промышленный вылов).

Обязательны еще веревки, на которые тоже уходит часть бюджета. Амуниция — одежда, брезент, надежные приспособления для нештатных ситуаций. Документы, разрешающие лов, — отдельная статья расходов и хлопот: в прошлом году, например, бюрократическая машина практически всех рыбаков сделала браконьерами, потому что долго не решался вопрос с лицензиями — Москва не давала.

Сегодня жители Ольхона по-прежнему утверждают, что рыба их кормит. Но уже не с такой уверенностью. В последние несколько лет, по свидетельству отдыхающих на острове людей, количество предлагающих купить рыбу островитян снизилось значительно. Да, туристов стало больше. В разы. А рыбаков — меньше. Стало ли меньше рыбы, скажут ученые, но, может, ее просто стали меньше ловить?

В период 1990—1995 гг. промышленным ловом рыбы в Маломорском промысловом районе занимался Маломорский рыбозавод. В ту пору работало больше 20 бригад, и в целом на заводе трудилось около 250 местных жителей — значительная часть местного полуторатысячного населения. Контроль за промыслом осуществляли органы рыбоохраны в лице областной и районной инспекций. С июля 2005 года выдачу разрешений, контроль и надзор стал осуществлять Россельхознадзор. А решение вопросов организации и регулирования рыболовства, проведения мониторинга рыбных запасов возложено на ФГУ Байкалрыбвод — федеральный орган исполнительной власти в области рыболовства. По удивительному совпадению, два последних, очень "нерыбных", года совпали с переменой структур, контролирующих вопросы рыболовства.

По словам сотрудников рыбнадзора, согласно действующим нормам рыбоохранного законодательства, любительский вылов омуля на Байкале может осуществляться в пределах выделяемых для этих целей квот (на 2006 год эта квота для Маломорского промрайона составляет 10 тонн) на рыбопромысловых участках, создаваемых для организации любительского и спортивного рыболовства. Организации, желающей заниматься этой проблемой, в данное время нет. "По этой причине выделяемая квота не осваивается, вылов омуля любителями в существующих условиях является незаконным. Оценкой влияния неучтенного (браконьерского) вылова рыбаками — местными жителями и туристами — никто конкретно не занимается", — сообщили в рыбнадзоре.

Как рассказали в Лимнологическом институте, в последний раз омуля подсчитывали в 2003 году. Тогда ученые получили неожиданные цифры: омуля не только оказалось намного больше, чем ожидалось, но он находился в тех местах, где его не рассчитывали обнаружить. По словам Елены Дзюбы, старшего научного сотрудника лаборатории биологии рыб и водных млекопитающих, на днях на Байкале стартовала экспедиция, посвященная экспериментальным работам по усовершенствованию методики учета омуля. Будет апробирована аппаратура, которая позволит в конечном счете вывести формулу подсчета существующей сегодня популяции. Эта мировая методика будет впервые применена на Байкале. А пока на Ольхоне поговаривают, что еще бурятский ясновидец, дед Барнашка, живший век назад, предсказывал, что наступит время, когда 7 лет подряд не будет рыбы... Может, наступил момент предсказания?

Большой туризм привез на Ольхон большой мусор

Электрификация острова Ольхон, по словам экс-губернатора Иркутской области Бориса Говорина, явилась самым крупным из реализованных инвестиционных проектов в сфере электроэнергетики за истекшие двенадцать лет. "Завтра на Ольхон придет большой туризм, который обеспечит рабочие места для населения, даст подъем собственной экономики — то, о чем население острова долгие годы могло только мечтать", — пророчески заявил тогда губернатор и укатил послом в Монголию.

Нынешнее поколение островитян, подрастающее в уютной тени родительских турбаз, кемпингов и гостиниц, получило действительно все, о чем мечтало: и электричество, и сотовую связь, и дискотеки, и общение с внешним миром, чего так долго было лишено большинство островных жителей. Туризмом занялись все.

— Мы не можем ограничить посещение туристами острова Ольхон. У нас, согласно Конституции, каждый человек может бывать там, где он хочет, — говорит Нина Абаринова, начальник отдела экологических программ и охраны озера Байкал департамента по охране окружающей среды администрации Иркутской области.

Сейчас департамент совместно с Ольхонской администрацией разрабатывает большую программу развития до 2010 г., в рамках которой в прошлом году был приобретен мусоровоз и разработан так называемый порядок обращения с отходами.

Теперь ежегодно два раза в год — весной и осенью — хозяева ольхонских турбаз собираются в районной администрации для решения "мусорных" проблем. Заключены договоры на вывоз мусора, который осуществляет предприятие ООО "ЭкоБай".

Раньше мусор с Ольхона и всего маломорского побережья оставляли в местечке с мрачным названием Волчья падь. Сейчас наконец-то принято решение о строительстве мусорного полигона, полностью соответствующего всем требованиям, который будет располагаться на материке в нескольких километрах от МРС, в Имел-Кутуле. По словам сотрудника Ольхонской администрации Сергея Белеева, там ведутся изыскательские работы, пробурены скважины на глубину залегания грунтовых вод. Различные согласования и утверждения шли два года. Сейчас проект почти завершен, в будущем году запланировано строительство. И когда полигон пройдет все экспертизы — будет объявлен тендер. Мощность полигона составит 100 тонн в год, срок эксплуатации 25 лет.

Хозяев ольхонских турбаз и гостиниц, которых, по официальным данным, насчитывается 23, а по неофициальным — 35, обязали платить так называемый экологический налог, а если выражаться языком документов — вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду. Причем эта законная форма платежей, предусмотренная Правительством РФ, касается и промышленных предприятий, и консультирующих фирм, располагающихся в чистых городских офисах. Просто расчет всякий раз идет индивидуальный — смотря какой деятельностью фирма занимается. Владелец турбазы будет платить за грязь сумму, зависящую от количества человек, посещающих базу в течение сезона, от наличия стоков (канализации) и других факторов. Полномочия взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду возложены на специалистов Ростехнадзора.

Согласно разработанным документам, один человек на Байкале мусорит в объеме от 1,4 до 1,8 кубических метров в год. По информации, предоставленной департаментом туризма администрации Иркутской области, пропускная способность за летний сезон на Ольхоне достигает 10—15 тысяч организованных туристов и примерно 5 тысяч дикарей. Цифры агентства пассажирских перевозок Восточно-Сибирского речного пароходства, обслуживающего паромную переправу МРС — Ольхон, выше еще на 10 тысяч. И даже если учесть, что местные жители все же переправляются на материк несколько раз за сезон по разным нуждам и невольно попадают в туристическую статистику, то можно представить, что недалеко то время, когда на Ольхон будет попадать до 40—50 тысяч туристов, а это уже население небольшого города.

Что мы уже потеряли

На самом деле на Ольхоне сегодня нужно охранять практически все. От всех.

Остров — явление уникальное во многих отношениях. Он лежит среди самого крупного на Земле скопления пресной воды, но характеризуется крайне малым количеством осадков — менее 200 мм в год. Такая норма осадков свойственна пустыням. При этом на Ольхоне есть и лес, и степная растительность, и самые разнообразные ландшафты, представленные на небольшой, 70-километровой, территории. Здесь произрастает масса эндемиков, среди фауны также есть эндемичные формы.

Самую страшную картину истребления ольхонской природы рисуют ученые Прибайкальского нацпарка. Уничтожение популяций животных на Ольхоне предопределено уже тем, что остров отрезан от мира и любое развитие останавливают естественные причины: вырождение от близкородственного скрещивания. Значит, необходима не только защита существующих поколений, но и постоянное вливание свежей крови. Все знают историю, как лет 20 назад по льду на остров с материка пришел медведь. Несчастное животное, с изъеденной паразитами шкурой, ослабленное и больное, было тут же убито одним из островитян. До этого был зафиксирован и вовсе удивительный случай — в середине прошлого века медведь на острове появился летом, его обнаружили в районе деревни Харанцы. Каким образом ему удалось переплыть Байкал, так и осталось неизвестным.

Возникновение новых популяций животных на острове практически невозможно, если, конечно, не помогут люди. Сегодня на грани истребления и естественного вымирания рысь (в ольхонском лесу осталось несколько особей), безобидный узорчатый полоз, которого туристы принимают за ядовитую змею и убивают; на острове перестали гнездиться орлы-могильники и красная утка огарь, главный очаг гнездования которой находился на озере Шара-Нуры, — туристы-охотники стреляют в них ради забавы и из спортивного интереса. В прошлом году каким-то чудом на Шара-Нурах поселилась самка красной утки и вывела 12 утят. Вскоре самка-производительница была убита на глазах у туристов компанией на джипах.

Знаменитые ольхонские мустанги, происхождение которых объяснялось постепенным одичанием домашних лошадей, вытесненных из хозяйств и колхозов с приходом техники, были полностью истреблены к концу 90-х. Еще в начале 80-х годов речь шла о значительной популяции мустангов — их насчитывалось несколько сотен особей, существующих отдельными табунами и семьями. На тот момент существовала даже общественная инициатива придать им статус нашей лошади Пржевальского, но это было довольно хлопотно, так как юридически они по-прежнему считались колхозным стадом, хотя уже несколько поколений не знали человека, жили в лесу и были абсолютно дикими. Не успели ни статус придать, ни лошадей сохранить. Варварское их истребление завершилось в считанные годы: браконьерскую охоту на мустангов назвали ольхонским сафари.

По словам Виталия Рябцева, заместителя начальника Прибайкальского национального парка, лишь с маралами и косулями на острове сегодня более или менее благополучная картина, и то благодаря вмешательству человека в процесс пополнения популяции, когда в 70-х годах охотуправление Иркутской области завезло группу из 30 маралов и столько же косуль с Саян. Сейчас популяция, почти полностью истребленная в конце 60-х, возродилась и насчитывает до 250 благородных оленей и 150 косуль. Осторожный и сильный марал — "зверь", как его испокон веков зовут местные жители и охота на которого всегда была делом сложным и почетным, — сейчас подвергается опасности. В лесу его выследить очень трудно, но подстрелить с корабля со стороны большого Байкала при наличии хорошей оптики очень даже возможно, чем и пользуются имеющие такую возможность любители-охотники.

Уникальная ольхонская флора — растения, удерживающие пески на берегах, близко стоящий лес, — также подвергается варварскому воздействию человека.

"Если не поставить заслон дикому туризму, то через несколько лет здесь останутся воробьи, вороны да крысы, — резюмирует Виталий Валентинович. — Нужно разрабатывать систему защиты уникальной экосистемы острова, наказание за браконьерство сейчас смехотворное: плати штраф тысячу рублей — и тебе вернут твое оружие. Нельзя рубить сук, на котором сидим. Таким образом развивая туризм на острове, мы придем к тому, что скоро нам будет нечего здесь показывать".

Когда в стране заговорили о создании особых экономических зон, Иркутская область предложила два варианта — поселок Листвянка и остров Ольхон. Вызванные для оценки проектов эксперты забраковали Ольхон в пользу Листвянки: поселок и к городу ближе, и опыт круглогодичного туризма имеется, поэтому для развития инфраструктуры потребуются меньшие вложения. Островитянка Анна Михайловна, узнав, что на Ольхон не придут большие деньги, махнула рукой: "Жалко, что у нас не будет зоны... Потому что все равно остров станет все более доступным, все равно затопчут, так пусть бы это было более цивилизованно..."

Сегодня доступ туристов на остров ограничивают короткий летний сезон и паромная переправа. Туристам можно попасть на Ольхон автотранспортом в период с мая по ноябрь-декабрь с помощью паромной переправы. И в зимние месяцы, после того как встанет лед, — до начала апреля. Островитяне — бизнесмены от туризма — усиленно строят зимние домики, чтобы базы работали круглогодично. В навигацию организован маршрут поселок Листвянка — остров Ольхон, который обслуживает теплоход "Комета". В настоящее время определяется целесообразность строительства нового парома либо реконструкция существующего теплохода в паром. Так как проблемы ольхонской переправы уже стали притчей во языцех, владельцы турбаз и транспортных компаний разрабатывают схемы попадания туристов на остров без переправки людей непосредственно в автомобиле. Выход простой — подвезти группу людей к парому, чтобы после переправы их встречала машина уже на острове. Благо связь есть...

Кстати

Иркутские ученые предложили включить Ольхон в комплексную схему проекта размещения на Байкале особых экономических зон туристско-рекреационного типа. Такие зоны по проекту могут располагаться в Иркутском (Листвянка), Слюдянском (Байкальск, КБЖД) и Ольхонском районах. Предполагается, что только комплексный и при этом научный подход может помочь развитию у нас цивилизованного туризма без разрушения существующей экосистемы. По словам заведующего лабораторией социальной географии Института географии РАН Сергея Рященко, каждая зона характеризуется определенным типом туризма: в Листвянке нужно развивать деловой туризм, в Байкальске — оздоровительный, а в Ольхонском районе и на Малом море — кемпинговый и круизный.

Ученые считают, что для развития туризма важно не только строить гостиницы, но и создавать соответствующую инфраструктуру: дороги, причалы, круизный флот. Комплексный подход к освоению территорий и экологическое сопровождение этого проекта помогут сберечь Байкал и его природные ресурсы.

 

Метки:
baikalpress_id:  6 433
Загрузка...