Как создать мегаполис?

Иркутская агломерация не ставит самоцелью создание города-миллионника

О создании на базе Иркутска, Ангарска и Шелехова города-миллионника говорили давно. На последних выборах иркутского мэра эта идея стала базовой для программы Алексея Козьмина, одного из кандидатов на пост городского головы. То обстоятельство, что Козьмин при сравнительно небольших затратах на свою предвыборную кампанию занял почетное третье место после политических тяжеловесов Якубовского и Дубровина, говорит о том, что идея о городе с населением в миллион жителей нашла в сердцах иркутян горячий отклик.
Следующим политиком, кто обратился к этой теме, стал губернатор Иркутской области Александр Тишанин. На экономическом форуме в Красноярске и последующей пресс-конференции в Иркутске он заявил о планах создания агломерации на территории Иркутского, Ангарского и Шелеховского районов области.

Геополитически выгодное место

Никто не собирается искусственно создавать город с населением, превышающим миллион жителей, механически объединив три города, подчеркивают разработчики проекта. Поэтому речь идет не о объединении трех городов, а о слиянии трех районов, Ангарского, Шелеховского и Иркутского, вплоть до особой экономической зоны на берегу Байкала. А главная задача — создание единого высокого уровня жизни во всем новообразовании. Сейчас люди уезжают, чтобы жить и работать в Москве, покупают там квартиры. Одна из важнейших целей агломерации — создать в ней такие возможности и такой уровень жизни, чтобы сюда приезжали, как сейчас едут в Москву.

Иркутская агломерация будет пилотным регионом — согласно докладу ООН, агломерации широко используются в США и Европе, однако на территории России эта практика "используется не активно". Проще говоря, никто толком не представляет, что такое агломерация и для чего она нужна, поэтому и воспринимается это как объединение областных центров с ближайшими городами в один миллионный город, "чтоб метро было".

Поэтому первая часть агломерации состоит в урегулировании правовых вопросов и создании нового генплана. Генплан при этом будет создан в двух вариантах: краткосрочный, на пять лет, то есть то, что в силах создать нынешняя администрация, и долгосрочный, рассчитанный на пятнадцать лет (программа-максимум).

Не наша заслуга, говорят разработчики проекта, что мы живем в таком месте, где пересекаются дороги Запада, Дальнего Востока и Азиатско-Тихоокеанского региона, однако именно поэтому создание Иркутской агломерации как культурного, делового и политического центра обусловлено геополитическими предпосылками.

Сити в Мегете

Будет создан единый план застройки, направленный на освоение территорий, лежащих между тремя основными городами агломерации. Причем необходимым условием является единство цен на жилье, продукты и услуги. Этого планируется добиться путем создания гильдий (или кластеров), объединяющих представителей одной профессии. Учитывается даже то, что все мобильные операторы тоже будут обязаны как-то договориться между собой о взаимодействии, чтобы качественная связь на территории агломерации не зависела от того, к какому оператору относится абонент, а была одинаково качественной для всех.

Что касается собственно строительства, то главной его задачей будет строительство делового и административного центра агломерации (то, что за рубежом называется емким словом "Сити"), дорог, нового аэропорта, сети электротранспорта и новой железнодорожной ветки. При этом Сити планируется разместить где-то в районе Мегета — туда переедет и вся администрация, там будут созданы новые деловые центры, площади для международных конференций и вообще вся инфраструктура для большого бизнеса и большой политики.

Деньги из областного и федерального бюджетов пойдут только на строительство административных зданий. Все остальное бизнесмены должны будут построить сами, мы только отведем для этого площади.

Ведь очевидно, что для совершения сделок, заключения контрактов, вообще для перемещения капитала и освоения инвестиций необходима база, в том числе пространство для встреч, переговоров, конференций. Иркутск, зажатый исторической застройкой, этих площадей предоставить не может. Единственное на сегодняшний день место, в котором традиционно проводятся подобные мероприятия, — Байкалбизнесцентр. Но там конференц-зал всего на четыреста мест, чего, конечно же, недостаточно для более-менее масштабных деловых встреч.

Эх, дороги!

Дорожным коммуникациям Иркутской агломерации отведено отдельное внимание. В плане дорожного строительство предусмотрена прокладка четырех четырехполосных автобанов. Основной протянется от Ангарска до Листвянки — его длина составит 138 км. Автобан будет частный и платный. При этом организаторы отдают себе отчет, что окупаемым он станет только тогда, когда по нему будет проходить не менее 15 000 машин в день. Второй автобан протянется по маршруту Шелехов — Иркутск — Ангарск. От него будут тянуться два "луча" скоростных дорог к новому аэропорту — 32 километра от Ангарска и 25 километров от Иркутска.

Кроме того, для нужд обычных жителей, не обремененных личным автотранспортом, планируется создать сеть трамвайчиков, которые называются "шаттлами". Основная задача при этом состоит в том, чтобы при маятниковой миграции, то есть повседневных перемещениях людей по агломерации, любой человек мог добраться из конца в конец меньше чем за час. Так что метро не будет.

Из Шелехова в новый аэропорт будет протянута дополнительная ветка железной дороги, которая в основном будет ориентирована на грузоперевозки. Что касается судьбы старого аэропорта, то она еще не определена окончательно. Одни говорят, что его нужно просто закрыть в день открытия нового. Другие предлагают модернизировать его и оставить для нужд малой авиации и как резервную площадку — например, для рейсов в Бурятию. Аргументируется это тем, что во всех миллионных мегаполисах всегда более одного аэропорта.

Все эти планы прозвучат и на заседаниях БЭФа — для этого сейчас готовятся подробная карта и буклеты по инфраструктуре Иркутской агломерации.

Cправка "СМ Номер один"

Иркутск. Население — 594 тыс. чел. (2002). Площадь 277,78 кв. км

Ангарск. 43 км от Иркутска. Население — 247,1 тыс. чел. (2002), 43 км от Иркутска. Площадь 210 кв. км

Шелехов. 17 км от Иркутска. Население 53,9 тыс. чел.(2002). Площадь 31 кв.км

Метки:
baikalpress_id:  19 748