Заплатил — проезжай

В Иркутской области начата разработка проекта закона о платных автомобильных дорогах

Концепция документа должна быть подготовлена уже к концу сентября. Однако чуть ранее ОАО ИркутскгипродорНИИ взялся за разработку практической части грядущего нововведения — проекта "Программы развития платных автомобильных дорог общего пользования Иркутской области на период до 2020 года". В частности, институтом просчитывается существующая и перспективная интенсивность движения, проводится анализ состояния дорожной сети области, чтобы при введении платных дорог соблюдалось обязательное условие — наличие альтернативного бесплатного проезда. Кроме того, сотрудникам института предстоит определить стоимость строительства тех или иных коммерческих участков, рассчитать плату за проезд. Все расчеты должны быть предоставлены в областную дирекцию дорог к декабрю.

Платные дороги должны были появиться еще в 90-е

Бум заказов по разработке программ платных автодорог в Восточной Сибири пришелся на 90-е годы. В частности, новосибирским Автодором институту ГипродорНИИ был заказан проект разработки подобной программы на участке Новосибирск — Толмачево. Расчет тогда проводила главный экономист отдела обоснования инвестиций института Светлана Пригорнева. "Проект был очень дорогой, — рассказывает экономист, — но дорога все равно была построена, так как город в ней нуждался. Только по сей день она эксплуатируется как обычная трасса, коммерческой дорога так и не стала".

Также оказался нереализованным проект трассы Вознесенка — Тингино участка федеральной дороги М-53 "Байкал" на подходах к Красноярску. Власти собирались построить коммерческую дорогу на этом популярном направлении, но когда расчеты иркутских специалистов показали, что строительство платной дороги на участке экономически неэффективно, проект свернули.

Кстати, не так давно Светланой Пригорневой рассматривался вариант платного проезда в Иркутске по новому строящемуся мосту через Ангару. "Дирекция испытывала финансовые сложности при строительстве моста и попросила нас рассчитать стоимость коммерческого проезда по мосту". Мост протяженностью чуть больше километра потенциальным проезжающим предлагалось преодолеть за 30—40 рублей для легковых автомобилей, 30—90 рублей для грузовых, 50 рублей для автобусов. Результаты расчетов, видимо, заказчика не удовлетворили.

Где целесообразно строить дорогу?

По словам Александра Кыштымова, начальника отдела обоснования инвестиций ГипродорНИИ, проект будет перспективным при интенсивности движения от 15 тысяч автомобилей в сутки. Это показатель, при котором, согласно общепринятым нормам, строительство и эксплуатация платной дороги считаются рентабельными. Пока, по информации института, участков дорог с такой интенсивностью движения в Иркутской области нет. Строительство платной дороги будет иметь смысл только с учетом перспективного роста количества автомобилей, который прогнозируется к 2020 году.

"Платная дорога, — рассказывает Александр Кыштымов, — это трасса на уровень выше. Западная практика показывает, что коммерческая трасса чаще всего представляет собой дорогу 1-й категории: многополосной, высокоскоростной, оснащенной всеми системами безопасности, а именно средствами связи, бригадами скорой помощи".

Институтом прорабатывается вся сеть автодорог, как находящихся на территории области, так и федеральная трасса. В первую очередь платными могут стать подходы к городам, обходы вокруг Иркутска и Ангарска. Другие варианты — дорога на Аршан, в Листвянку. По словам Александра Кыштымова, интенсивность движения в туристических зонах в сезон повышается, а значит, эксплуатация дороги будет эффективной.

Также рассматриваются варианты строительства коммерческих участков к уже имеющейся альтернативной бесплатной дороге. Плату можно будет брать с водителей от пункта А до В.

Кто заплатит?

85,6% федеральной трассы, проходящей по территории Иркутской области, не соответствует нормативам. Особенно плохо дела обстоят на территории городов, мимо которых проходит трасса М-53. Заторы в основном возникают как раз на этих участках. Муниципалитеты не всегда в состоянии выделить достаточно средств на ремонт дорог.

Платные дороги могли бы стать выходом из ситуации, а средства, которые удастся собрать от их эксплуатации, можно будет направить на ремонт федеральной трассы.

По расчетам института, 1 км коммерческой трассы обойдется в $1 млн. По оценкам специалистов, строительство коммерческой трассы возможно только при заинтересованности инвесторов, как российских, так и зарубежных.

К сведению

Первая платная дорога появится в России к 2010 году. По словам министра транспорта РФ Игоря Левитина, ее строительство начнется в 2007 году и будет осуществляться за счет средств инвестфонда. Министр также добавил, что первая платная дорога в России будет построена между Москвой и Санкт-Петербургом.

Мнение

Александр Ромашко, руководитель проекта "Асфальт-центр" ЗАО "Труд-Байкал", одной из крупнейших дорожно-строительных компаний региона, считает, что инициатива строительства платных дорог в общем может иметь успех. "Строительство платных дорог у нас в регионе возможно на объездных дорогах. Платить за проезд по городу водители пока не готовы. Думаю, будет пользоваться популярностью направление Ангарск — Усолье. Сейчас там довольно узкая дорога, на которой постоянно возникают заторы. Если появится платная дорога в этом направлении, водители с радостью заплатят за комфорт и скорость движения. То, что водители финансово готовы платить, очевидно. Посчитайте, сколько уходит денег на бензин".

По мнению Александра Ромашко, строительство платных объездов вокруг городов возможно при участии частных инвесторов и государства. Самостоятельно частник строительство не потянет, да и риски достаточно велики. Все-таки подобный проект — новинка для нашего региона. "Что касается взимания платы за проезд, — продолжает сотрудник строительной компании, — то она будет высчитываться отдельно для каждого участка и утверждаться отделом цен администрации".

А как у них?

Платная трасса в Белоруссии делится на относительно равные отрезки четырьмя пунктами, проезжая которые водитель оплачивает пройденный до данного пункта путь. Это, можно сказать, оплата по факту.

В Польше выехать на автомагистраль или съехать с нее можно только через пункт взимания платы или на нескольких перекрестках. Половина суммы выплачивается на одном пункте, оставшаяся часть — на втором. Если автомобиль выехал на автомагистраль на одном из упомянутых перекрестков или съехал там с автомагистрали, то водитель платит только половину суммы. На небольшом отрезке между перекрестками по магистрали можно проехать бесплатно.

В Словакии, Чехии и Венгрии для проезда по платным автодорогам достаточно на любой бензоколонке приобрести специальную карточку (клеится на лобовое стекло). Срок ее действия для легкового автомобиля — 15 суток, для грузовых машин и автобусов — от 1 до 15 суток. При отсутствии такой карточки полиция взимает с водителя штраф.

Загрузка...