Из дневников иркутского шопника

В период перестройки россияне с помощью Бориса Николаевича Ельцина и его политики дружеских связей с КНР открыли для себя Поднебесную. Это было громом среди ясного неба. Много лет за рубеж ездили только избранные, и вдруг можно всем без исключения! Заграница стала близкой реальностью. Доллар по 6 рублей, паспорт в кармане и большое желание открыть для себя неизведанное вдохновили наших соотечественников на подвиги.

Первая волна шопников, поехавших в Китай, — это бывшие так называемые фарцовщики. Зачем скупать старые джинсы у иностранцев, когда вот она, заветная заграница, — рядом, ближайший сосед — Китай.

Истоки русско-китайского торгового сотрудничества были такими: поезд Москва — Пекин формировал дополнительный вагон Иркутск — Пекин, и попасть на этот "удивительный поезд" не составляло труда. Можно было подойти за два часа до отправления и купить билет "в рай" всего за 40 у. е. Если не везло и билетов не доставалось — нет проблем, можно было за 20 у. е. ехать без места в тамбуре. Ночевать с подругой или другом по очереди на одной полке. Разве это дискомфорт, когда речь идет о вожделенной поездке в Китай?

Поездка выглядела следующим образом: трое суток в пути до Пекина, там 9 часов — стоянка поезда, и обратно — трое суток в пути. За время стоянки — побег за товарами по "Яболу" или другим рынкам.

Визу можно было сделать за полчаса до отправления прямо в вагоне. Заветный штампик для пересечения границы был в кармане у каждого второго шопника первой волны.

Единственная проблема — ограничение вывоза валюты. Хочется побольше купить, но на 200 долларов особенно не разгуляешься. Но если говорят, что вывозить доллары нельзя, но очень хочется, то россияне придумают 101 способ незаконного провоза денег. Примеры из практики: долларов триста можно свернуть в трубочку и сделать их размером с сигаретку. Потом из сигаретки вытаскивается табак и туда с большим трудом запихиваются доллары. Таким образом, можно было сделать из пачки сигарет переносной банковский сейф.

Так все и делали до тех пор, пока один бизнесмен первой волны случайно не перепутал пачки и не закурил собственный самокрут. А это ни много ни мало половина годовой зарплаты простого учителя (того времени).

Были и другие варианты. Девушкам проще — мест размером со стодолларовую купюру и даже с пачку стодолларовых купюр в одежде и аксессуарах много. Например, резинка-заколка для волос. Если ее сшить из кусочка старого платья и облагородить рюшами, то такая замаскированная резиночка может спрятать долларов 300—400.

Большой популярностью пользовались различные места в купе. Для этого с собой везли из дома необходимые отвертки. Например, если открутить два шурупа в светильнике над полкой, там может спрятаться до 10 купюр. Конечно, это был риск. Таможня в то время отслеживала незаконные махинации, и если деньги находили под стелькой в башмаках, то они изымались безвозвратно. Все это знали, но продолжали рисковать до тех пор, пока кто-то из бизнесменов первой волны не открыл возможность товарообмена с друзьями-китайцами. Теперь можно было не мучиться в поисках новых мест для прятанья долларов, а просто набить чемодан всякими нужными вещами "личной необходимости", а там, в Китае, поменять на китайский товар.

Так, в чемодане у "простого туриста 90-х годов" можно было найти следующий набор, причем, по его же словам, жизненно необходимых ему личных вещей для его недельного пребывания в Китае, — 2 электропилы, 4 фотоаппарата "Зенит", 8 электробритв, 18 блоков сигарет "Мальборо", 8 бутылок шампанского, одну мясорубку, марки с изображением Ленина и Сталина, пару-тройку драповых пальто 40-х годов, школьную форму для мальчика 10 лет, 12 пионерских значков, 1 фонарик и упаковку с зубной пастой "Мятная".

Самое сложное дело — с серьезным выражением лица доказать таможне, что эти вещи являются личными и необходимы в поездке. Что без дедушкиного старого пальто поездка не заладится. Мол, дедушка, умирая, завещал внуку свозить свое старое пальто в Китай...

Как ни странно, у многих получалось. Эти люди считались талисманами путешествия. Они знали разные секреты и иногда ими делились. Например, если сшить специальную юбку-солнце с потайными карманами, можно "незаметно" пронести через границу 20 блоков "Мальборо" и 15 бутылок шампанского в кармашках такой удивительной юбки.

Если надеть большую шляпу на голову, то в полях шляпы может разместиться до 10 тюбиков зубной пасты. И все это практически незаметно. Главное — делать удивленное лицо на вопросы таможенников...

Все эти "волшебные" необходимые предметы, включая саму шляпу и старый чемодан, можно было поменять на рынке Пекина на 100 натуральных кожаных курток, 150 пар тапочек-"шанхаек", 1500 кукол Барби, 160 маек "Адидас", 10 сумок "Нике" и 15 пар блестящих лосин. Вот это богатство везли в Иркутск и продавали по баснословным ценам в первых коммерческих павильонах, которые называли просто коммерческими киосками.

Заработок исчислялся с накруткой в 300—1000% на одну позицию. В течение недели можно было распродать все богатство — и опять в путь. Поездки шопников первой волны исчислялись десятками и сотнями. Многие считали свои первые 10 поездок в Китай, а потом сбивались. Это были пробные шаги новоявленных предпринимателей.

Вторая волна предпринимателей 1992—1994 гг. сформировалась исключительно из работников медицины и учителей. Все в срочном порядке продали свои хрущевки, бросили работу и поехали покорять просторы бизнеса. К сожалению, только единицы в итоге стали настоящими предпринимателями, большинство же, не имея особых задатков предпринимательства, разорялись и оказывались в долговой яме, не продав за полгода ни одной "замечательной привезенной ангорки", "красивейшей кроличьей шубы" или "прекрасного халата с драконами". Продать товар для них оказалось намного сложнее, чем купить.

Третья волна, которая началась в 1995 г., прервалась дефолтом и снова окрепла в 1999 г. Это люди, которые вовремя оценили специализацию и много лет занимались чем-то конкретным. Например, только сумки, или только игрушки, или только мебель. За многие годы они изучили свой товар досконально и сейчас даже диктуют моду в Иркутске.

  • Так, в чемодане у "простого туриста 90-х годов" можно было найти следующий набор, причем, по его же словам, жизненно необходимых ему личных вещей для его недельного пребывания в Китае: 2 электропилы, 4 фотоаппарата "Зенит", 8 электробритв, 18 блоков сигарет "Мальборо", 8 бутылок шампанского, одну мясорубку, марки с изображением Ленина и Сталина, пару-тройку драповых пальто 40-х годов, школьную форму для мальчика 10 лет, 12 пионерских значков, 1 фонарик и упаковку с зубной пастой "Мятная".

Почем китайское счастье?

Китай давно и официально признан основным мировым производителем товаров народного потребления. И вот почему.

Во-первых, страна имеет многомиллиардное население, из которого значительная часть занимается производством разных товаров. Все, что мы носим, из чего едим, что смотрим, что держим в руках, — все имеет отношение к китайскому производителю.

Во-вторых, китайцы невероятно трудоспособны. Они встают на работу в 5 утра и ложатся в преддверии нового трудового дня в 21.00. Не пьют, на работе не курят, обедают и ужинают, не отходя от рабочего места, не отдыхают по выходным и праздникам.

В-третьих, производство товаров у китайцев, как у муравьев, организовано в коллективный труд, оттого оно столь эффективно. Часть населения разрабатывает новые стили и новые модели... чаще всего, воруя модели и лекала у французов или итальянцев. Для этого модельеры из Китая приезжают на показы мод, снимают на камеру новые веяния, по прибытии домой разбирают модели на части вплоть до каждой пуговицы и нитки, меняют фактуру ткани и фурнитуру на малобюджетную собственную, и... готова кофточка "Шанель".

Часть населения за заработок в размере "чашка риса в день" в подвальных мастерских шьют. Часть населения изучают спрос. Для этого приезжают, например, в г. Иркутск. Заходят в магазин определенной продукции, например канцелярских товаров, и смотрят на покупателей. Роль для них играет даже такая подробность — какого цвета тетрадь в клеточку взял в руки посетитель данного магазина, какой продукт выставлен в витрине магазина на первом месте. Как по-русски пишется слово "пластилин"... Все записывается в блокнот и передается в письменной форме на родину в виде отчета на 25 листах. И вы спрашиваете, почему они на первом месте по производству грифельных карандашей?

Огромные фабрики производят этикетки. Любому посетителю Пекина можно купить два мешка из-под картошки этикеток "Адидас" за 20 долларов.

Большое количество людей в Китае занимаются продвижением товаров на рынки других стран. Для этого арендуются небольшие торговые площади в разных городах, а в крупных городах — улицы или рынки. Выставляется китайская продукция. Здесь же за углом в полуподвальном помещении сидит, как правило, пара китайцев и изготавливает необходимый покупателю товар или дополнительные аксессуары. Комплектующие отправляют вагонами из Китая, а рабсила рада служить отечеству за минимальные условия проживания за рубежом. Опять же экономия сказывается на стоимости.

Часто в КНР нарушаются санитарные нормы производства. Пластмасса имеет вредный запах, красители источают вредные феромоны, одежда расползается после первой стирки, обувь вредна для здоровья из-за некачественного кожзаменителя, лекарства обладают серьезными побочными эффектами, игрушки для детей 3 лет имеют мелкие детали, которые недопустимы по нормам. Но цена! Привлекательная цена — двигатель китайского производителя. Обогнать темпы их товарооборота нам вряд ли под силу, хотя мы делаем товары не хуже, а лучше и качественней. При покупке китайского товара нужно научиться выбирать лучшее.

Есть в Китае отличные фабрики и фирменные магазины китайских марок, которые ничем не хуже по качеству и по цене. Такие товары — редкие посетители наших прилавков. В Пекине есть два вещевых рынка, которые, вероятно, вызовут учащенное сердцебиение у любителей шопинга. Вещевой рынок Ябао Лу местные жители, придав национальную окраску названию, окрестили "Русским рынком". И далеко идти в поисках причины этого феномена не стоит. Достаточно пройти один квартал от магазина "Дружба", что на Янгуаменуэй-авеню, в сторону Ритан-роуд, и повернуть направо к Ритан-парку.

Тогда вы обнаружите, что вывески множества магазинчиков и частных лавок написаны на русском языке.

Шопинг стал для русских серьезным бизнесом. Это что-то вроде олимпийского вида спорта, поэтому этот рынок не приспособлен для простых любителей. Цены здесь низкие, однако владельцы здешних ларьков зачастую не интересуются мелкими покупателями и не станут иметь с вами дела, если вы не захотите сделать крупную покупку. С довольным выражением лица соотечественники волокут за собой тележки, доверху нагруженные новыми приобретениями, которые затем отправятся вслед за своими владельцами в Минск, Смоленск и другие города.

Наши эксперты произвели сравнительный анализ цен товаров китайского производства


Товар

Цена в Китае

Цена в Иркутске

описание

Шуба норковая

19 000 рублей

30 000 рублей

Модель до середины голени из гонконгской норки с воротником из соболя. Белого цвета

Сотовый телефон

1200 рублей

8700 рублей

Новейшие модели Nocia

Фотоаппарат

8000 рублей

15 000 рублей

Цифровой "Олипмус" новой модели

Сапоги зимние

2700 рублей

9000 рублей

Натуральная кожа, натуральный мех, Европа-2007

Костюм мужской

2800 рублей

15 000 рублей

Английский твид, европейские лекала, европейская фурнитура

Шины авто б/у

200 рублей

1500 рублей

Разные модели на выбор автолюбителей. Есть соответствующий рынок

Джакузи

13 590 рублей

60 000 рублей

Те, что продают у нас в фирменных магазинах

Чайный сервис

200 рублей

5400 рублей

Рисовая глина ручного производства, покрытая голубой глазурью со стилизованными драконами

Игрушка мягкая

120 рублей

3800 рублей

Размер 1 метр, подарочная, животные

Шторы

2800 рублей

12 000 рублей

Готовая продукция для окна высотой 3 метра, европейские модели

Джинсы

180 рублей

3000 рублей

Женские, с заниженной талией, со стразами

Костюм детский

250 рублей

690 рублей

На ребенка 5 лет, спортивный трикотажный, фирменный

Всякая мелочь

1000 рублей

10 000 рублей

3 полные сумки хозяйственных мелочей для дома и семьи

Метки:
baikalpress_id:  19 761
Загрузка...