Земля по закону

Депутат Максим Сурнин стремится установить твердые правила в земельных отношениях

Земля становится товаром. Ее можно купить, продать, получить в безвозмездное пользование. Таковы требования рыночной экономики. Они учтены последними изменениями в федеральном законодательстве, Земельным кодексом России. Однако в большинстве российских регионов земельные отношения пока не приведены в соответствие с требованиями времени. Распоряжение участками, их переход от одного собственника к другому, сдача в аренду регулируются множеством документов, разобраться в которых под силу только специалистам. А между тем без полной ясности в законодательстве невозможно развивать жилищное и промышленное строительство, сочетать индустриальный рост с защитой окружающей среды.

По мнению председателя комитета по собственности и экономической политике Законодательного собрания Максима Сурнина, твердый свод правил, определяющих политику в земельном вопросе, особенно необходим в Иркутской области. Такова специфика региона, где сосредоточены громадные запасы полезных ископаемых, активно ведется промышленное строительство, есть возможности для развития туристического бизнеса. В создании законопроекта, системно регулирующего земельные отношения, заинтересованы и власть, и бизнес, и простые граждане. Без него невозможно справиться с реализацией национального проекта по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем, а также выполнить многие планы и программы, касающиеся развития экономики и социальной сферы Приангарья. Ведь разработка месторождений, строительство объектов транспортной инфраструктуры тоже начинаются с земельного вопроса.

Отсутствие четкого разграничения полномочий властей разного уровня приводит к путанице, становится почвой для серьезных конфликтов. Один из них разыгрался в ходе июньской сессии Законодательного собрания, когда губернатор внес предложение лишить мэрию Иркутска права распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Он мотивировал это неэффективным использованием земельных наделов, существованием многочисленных бюрократических барьеров на пути реализации желания граждан и организаций стать собственниками земли.

После длительных споров депутаты областного парламента проголосовали "против". Их можно понять. Рациональное предложение главы региона не было оформлено в достойную юридическую форму. Весь законопроект сводился к двум пунктам - отнять и передать. Однако после того, как эмоции немного поутихли, стало очевидным, что земельная проблема значительно шире круга амбиций противоборствующих сторон, а в ее решении следует опираться на твердую законодательную базу.

Максим Сурнин считает, что земельное законодательство в регионе должно не создавать препятствия, а служить стимулом в решении многочисленных задач по развитию области. Именно на это и нацелен разработанный им и внесенный на рассмотрение областного парламента законопроект "О регулировании отдельных земельных отношений в Иркутской области". По мнению экспертов, этот законопроект стал одной из самых серьезных и своевременных законодательных инициатив депутатов ЗС действующего созыва.

"Закон о земле", как с легкой руки журналистов стали называть документ, отвечает на большинство вопросов, которые возникают в ходе земельных отношений. Он четко разграничивает полномочия органов государственной власти Иркутской области и местного самоуправления в земельном вопросе. Право регулирования возникающих при этом отношений предоставляется Законодательному собранию, администрации Иркутской области, специально уполномоченному органу государственной власти и муниципальным образованиям.

Законопроект нацеливает деятельность депутатского корпуса на рациональное использование и охрану земель на территории Иркутской области. Парламентарии утверждают соответствующие программы и контролируют их исполнение, принимают законодательные решения по особо охраняемым природным территориям, по правовому режиму пригородных зон. В свою очередь, областной администрации предоставляются основные полномочия по передаче в собственность земельных участков, сдаче их в аренду или постоянное пользование. При этом в проекте закона подробно прописываются обязанности собственника или арендатора, а также условия, при которых осуществляется использование земли.

Нельзя не заметить, что новый законопроект повышает ответственность власти за соблюдение порядка и эффективное использование земельного фонда региона. Вполне понятно, что выполнение таких функций требует создания специально уполномоченного органа, который и обеспечил бы реализацию эффективной государственной политики в сфере земельных отношений. Новым законопроектом предусмотрено его создание и определены основные функции. Их перечень весьма объемен, хорошо продуман и позволяет исполнительной власти осуществлять все полномочия, возложенные на нее проектом закона.

Эксперты отмечают, что законопроект обоснованно усиливает роль государства в регулировании земельных отношений. Наведение порядка в земельном вопросе требует концентрации воли на определенном уровне власти. С точки зрения этого требования вполне логично выглядит закрепление за администрацией области права распоряжаться земельными участками, расположенными в городе Иркутске, государственная собственность на которые не разграничена. Предусмотрен и инструмент, с помощью которого можно повысить эффективность использования земельных наделов для развития жилищного строительства. Им является все тот же специально уполномоченный орган, подчиняющийся исполнительной власти региона.

В то же время очевидно, что взять под контроль областной администрации все земельные отношения, возникающие на территории региона, невозможно. На состоявшемся в марте съезде депутатов Иркутской области многие представители муниципальной власти говорили о трудностях, которые возникают в решении земельных вопросов. Мэры городов и районов также считают, что законодательство должно помогать, а не препятствовать эффективному использованию земли с учетом интересов территории. Законопроект учитывает это требование. Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, предоставлено органам местной власти. Тем самым законопроект содействует развитию реформы самоуправления, помогает формированию доходной базы бюджетов городов и районов. Кроме того, он предусматривает участие муниципалов в разграничении государственной собственности на землю.

Обращает на себя внимание и еще одно важное качество законопроекта. Он хорош тем, что снимает многие бюрократические барьеры, связанные с приобретением земли в частную собственность. Он регулирует порядок выбора участков, устанавливает максимально короткие сроки оформления документов, а также предельно ограничивает причины, которые могут послужить отказом. Тем самым чиновники лишаются возможности произвольно или в своих интересах толковать закон, преследуя корыстные цели.

Серьезным препятствием этому служит и высокий уровень гласности в земельных отношениях, предусмотренный автором проекта закона. Депутат считает, что в средствах массовой информации необходимо публиковать не только сообщения о проведении земельных торгов и аукционов, но и сведения о приеме заявлений на предоставление участков для жилищного строительства. Очень важно, что законопроект обязывает власти через СМИ предавать гласности информацию о наличии земельных участков, которые можно взять в аренду или оформить в собственность. Это не только расширяет круг претендентов на право стать владельцами земли, но и создает атмосферу прозрачности в земельных отношениях.

В своем стремлении установить твердые правила использования земли для развития экономики и социальной сферы Максим Сурнин не одинок. Созданный совсем недавно по инициативе губернатора градостроительный совет принял решение дополнить областное законодательство сводом правил, регулирующих градостроительную деятельность. Трудно поверить, но в Иркутске до сих пор нет генерального плана, в соответствии с которым должно развиваться жилищное и коммунальное строительство, формироваться архитектурный облик столицы региона. Проект регионального закона "О градостроительной деятельности в Иркутской области" сейчас дорабатывается. Он служит тем же целям, что и законодательная инициатива депутата, регулируя отношения еще в одной важной сфере использования земли.

Приангарье - не первый регион в России, где на земельный вопрос обратили самое пристальное внимание. Одними из первых за наведение порядка взялись в Нижегородской области. Действующий здесь с 2006 года региональный закон о земельных отношениях принес ощутимые плоды. Следом аналогичные правовые акты приняли законодатели Псковской, Омской, Мурманской областей. В российских регионах начали понимать, что земля только тогда богатство, когда ею распоряжаются грамотно и разумно, в интересах развития территории, повышения уровня жизни людей.

Метки:
baikalpress_id:  5 933