Тонируйтесь по ГОСТу

Иногда чрезмерно затемненные стекла могут стать причиной ДТП

Разные чувства возникают у автолюбителей и пешеходов при виде наглухо затонированного автомобиля. После выхода в свет знаменитого сериала "Бригада" количество тонированных машин в России резко увеличилось. Несмотря на явную криминальную подоплеку такого явления, многие до сих пор с завистью провожают взглядом тонированные автомобили, в то время как более критически настроенная публика, наоборот, резко осуждает любителей чрезмерной тонировки. Однако речь идет не только о предпочтениях каждого отдельного водителя: у тонировки есть не только плюсы и минусы, но и законные стандарты.

За и против

Бывшая иркутянка, а ныне москвичка Ирина, автолюбительница с 5-летним стажем, видит чисто женские преимущества в тонировке: "Сначала мне нравилось без тонировки — мужчины обращают внимание на симпатичную водительницу, можно пофлиртовать, в трудной развязке уступают дорогу, а это реальный плюс... Но сейчас я езжу на тонированной машине и почувствовала другие плюсы, может даже более веские. Не всегда выглядишь хорошо, а вот до дачи или еще куда-то доехать надо. Тут — раз! — сел в машину и вроде как спрятался от окружающего мира. В тонированной машине есть чувство определенного комфорта — ты как в домике. Да и при условии пробок, которые в Иркутске уже совсем не редкость, не очень нравится, когда все кому не лень на тебя глазеют. А уж если захочется пофлиртовать, можно и окошко приоткрыть..."

  • Итак, плюсы тонировки:

1. Привлекательный внешний вид автомобиля. Такой автомобиль выглядит красивее и престижнее.

2. Безопасность. Тонированное (пленкой) стекло труднее разбить, оно не рассыпается при аварии на тысячи осколков. Вещи, оставленные в тонированной машине, остаются незамеченными для случайного грабителя.

3. Невидимость. В машине с тонировкой вас не будут разглядывать, с кем вы и что вы делаете, — вас ведь не видно, чего смотреть?

4. Экономичность. Хорошая тонировка поглощает 99% ультрафиолетовых лучей, что дает возможность салону прожить дольше и не выгорать. Летом поглощается 70% тепловых лучей, а зимой, наоборот, задерживается 35% тепла и сохраняется комфортная температура (а значит, и времени, и топлива на обогрев уйдет меньше). Естественно, работа кондиционера заметно облегчится и в результате — экономия топлива.

У иркутского таксиста Николая противоположное мнение:

— Тонировка заднего стекла — это своеобразная проблема; получается, что зеркало заднего вида совсем не нужно, ориентируешься только по боковым. И самая большая проблема тонировки — это ограниченность восприятия вечером, в сумеречное время. Плохая видимость — еще мягко сказано.

  • Минусы тонировки:

1. Плохая видимость. Ориентирование по зеркалу заднего вида становится невозможным. Это не совсем удобно для некоторых водителей, а иногда даже и опасно.

2. "Ночь не для нас". Именно так можно сказать про тонированные машины. Если вы пошли против закона и "закрасили" передние боковые стекла — вечером и ночью вы практически не сможете пользоваться боковыми зеркалами. Не зря в России запрещено такое. Ну и что, скажете вы, ведь ездят?! Ездят, но заметьте — большинство с приоткрытыми окнами, что является доказательством — водителю плохо видно!

3. Контроль ГИБДД. Если светопропускание автомобильных стекол вашего авто не понравится инспектору (а, скорее всего, это будет небезосновательно), придется платить штраф и даже снять тонировку. Пройти техосмотр вряд ли удастся.

4. Проблемы с выплатой страховки. На правильность тонировки обязательно обратит внимание страховая компания, когда возникнет вопрос о выплате страховки. И если экспертиза страховщика признает, что тонировка не по ГОСТу, — в выплате будет отказано на абсолютно законных основаниях.

Водитель маршрутного такси Иван (с шести лет за рулем!) считает, что вполне достаточно иметь заводскую тонировку:

— В сумерках или в тени снаружи невозможно разглядеть, что творится в салоне, а изнутри пассажирам все видно в слегка затемненном свете, и глаза не слепит, и остановку разглядеть успевают.

За черным стеклом. Но каким?

Тонировки бывают двух видов: напыление и пленка.

Тонировку путем напыления многие считают вчерашним днем и перечисляют ряд недостатков:

— практика показала, что тонировка напылением менее стойкая по сравнению с пленкой, да и хлопот с ней больше: нужно снять с автомобиля все стекла и поместить их в камеру. Это долгий процесс;

— напыление царапается. И если такое случается, то исправить ничего нельзя. В случае сколов, царапин, матовости и радужных эффектов придется менять весь комплект стекол;

— недолговечность. За один зимний сезон появляются сколы напыления вокруг ниток отопления на заднем стекле, что в принципе неизбежно, так как коэффициенты расширения у напыления и металла нитей обогрева разные.

Плюсов немного, как говорят в автомобильных сервисах, тонировка с напылением — на любителя. Заказывают редко, стоимость небольшая.

Тонировка пленкой не требует снятия стекла, в крайнем случае, в зависимости от автомобиля, снимаются только панели дверей. В среднем машина полностью тонируется от одного до трех часов. Качественная пленка, которую наносили по технологии (в нормальном салоне), имеет следующие преимущества:

— стекла не царапаются и не мутнеют;

— пленку можно снять, а стекла останутся как новенькие;

— сохраняет от мороза и перегрева;

— не выгорает, не "зеркалит", не отслаивается и не покрывается пузырями;

— гарантию на хорошую пленку фирмы-производители дают пожизненную;

— надоест цвет пленки или степень затемнения не будет устраивать, ее можно будет переклеить.

По словам инспектора пресс-службы ОГАИ УВД города Иркутска Ивана Добровольского, во всем надо знать меру. И если стекла слишком темные, это доставит массу неудобств прежде всего самому водителю.

— В темное время суток из такого окна не видно даже бокового зеркала! Полноценно ориентироваться на дороге просто невозможно. Именно поэтому тонировка стекол определяется ГОСТом. Законная тонировка производится по ГОСТу 5727-88.

Что же можно тонировать?

Лобовое стекло должно иметь светопропускную способность не менее 85%. Можно затемнить только не более 15 см козырька сверху.

Передние боковые стекла должны иметь светопропускную способность не менее 75%.

А если учесть, что любое лобовое стекло, даже новое, само по себе уже поглощает 15—20% светового потока, то получается, что теоретически его можно затонировать лишь пленкой, пропускающей 90% света. А такая пленка на вид практически прозрачна и может использоваться только в качестве укрепляющей!

На задние боковые стекла и заднее стекло разрешается любое тонирование.

При всем этом категорически запрещается использование зеркальной тонировки. Она мешает окружающим, отражает солнце и может ослепить водителя, а это уже опасно и, естественно, запрещено, дабы избежать аварийных ситуаций на дорогах.

  • Решаясь на тонировку, всегда помните — фирмы, делающие таковую, должны иметь лицензию на выполнение данного вида работ и по их окончании выдать вам на руки сертификат о том, что тонировка сделана в соответствии с ГОСТом. Этот сертификат неплохо всегда иметь при себе и в случае необходимости предъявить сотрудникам ГИБДД в качестве документа на тонированные стекла. Если же в результате измерений окажется, что виновата фирма, делавшая вам тонировку, то, по Закону "О защите прав потребителей", вы можете обратиться в фирму и потребовать привести тонировку в состояние, соответствующее существующему ГОСТу. Сделать это фирма должна бесплатно, за свой счет. В противном случае вы можете в судебном порядке потребовать возмещения убытков.
Метки:
baikalpress_id:  5 541