Вместо безопасной ВПП построили коттеджи

Пять лет назад на недорогой проект реконструкции Иркутского аэропорта не нашли денег

Незадолго до трагедии в Бурдаковке, в июне 2001 года, представители хабаровского научно-исследовательского института "Дальаэропроект" по заказу региональной авиации, Иркутского аэропорта и администрации Иркутской области представили проект разворота взлетно-посадочной полосы Иркутского аэропорта, разработанный специалистами института. Суть проекта состояла в том, что взлетно-посадочная полоса должна была располагаться в 3 км от аэропорта, сразу за Пивоварихой, и находиться перпендикулярно существующей. Мы позвонили в Хабаровск и связались с главным инженером этого проекта Юрием Миропольским. Он, посочувствовав произошедшей в Иркутске трагедии, рассказал, почему спасительный и недорогой проект строительства новой полосы так и не воплотили в жизнь.

Проектная работа над модернизацией Иркутского аэропорта велась к тому моменту в течение 10 лет, и всего было рассмотрено 37 разных вариантов. В итоге от переноса аэропорта в другие населенные пункты (в Усть-Орду, Ключевую, Поздняково) решено было отказаться, так как считалось, что аэропорты, сильно удаленные от городов, теряют привлекательность для современных международных авиакомпаний.

Проект, разработанный хабаровскими специалистами, представлял из себя достаточно недорогую систему реконструкции старой взлетно-посадочной полосы и план строительства новой (в 3 км от Иркутского аэропорта). По словам Юрия Борисовича, из всех возможных вариантов это был самый оптимальный, его стоимость была 4 млрд 200 млн рублей, тогда как стоимость строительства новых аэропортов доходила до 2,5 млрд долларов.

Экономическая и инвестиционная привлекательность нового проекта была в том, что использовалась существующая инфраструктура аэропорта, не нужно было ни строить, ни переделывать комплексные здания и сооружения, к тому же во время строительства старая полоса могла по-прежнему принимать самолеты и работа аэропорта не прекратилась бы.

Длина новой полосы, предлагаемой проектом, которая должна была быть развернута относительно старой (2750 м) на 30 градусов и лечь ближе к водохранилищу, составляла 4200 метров. При этом она по всем своим параметрам, если верить разработчикам, соответствовала международным нормам.

Если бы проект утвердили, то после реконструкции, которая должна была растянуться на 3—4 года, в действиях пассажиров ничего бы не изменилось: лишь увеличивалось время, проведенное в самолете. Проще говоря, пассажир, севший в самолет, как обычно пройдя перед этим регистрацию в здании аэровокзала, должен был по так называемой рулежной дорожке следовать, уже находясь в салоне, в сторону новой взлетно-посадочной полосы около получаса. К тому же ВВП была бы построена перпендикулярно уже существующей, так что предполагаемые взлеты и посадки стали бы максимально безопасными для горожан.

По словам Юрия Миропольского, тогда презентацией проекта все и закончилось: не нашли денег. А работа над проектом остановилась на стадии обоснования инвестиций. Сейчас, утверждает бывший разработчик, реализовать этот проект невозможно по двум причинам.

Во-первых, за это время поменялись нормативы строительства подобных сооружений, которые, согласно установленным правилам, меняются каждые пять лет. Во-вторых, за несколько лет земли вокруг Иркутска, и именно в районе Пивоварихи, Дзержинска и Новой Лисихи, превратились в коттеджные поселки. Если раньше ради строительства новой взлетно-посадочной полосы предполагалось немного сместить Байкальский тракт и прилегающие к нему дороги, то сегодня это сделать уже невозможно: для строительства нового аэропорта придется искать новые места и новые возможности.

Метки:
baikalpress_id:  38 811