От проблем не убежишь

С активностью многих детей невозможно справиться, но еще сложнее научиться жить в их темпе

Не так давно в психологии появился термин ГРДВ, что означает "гиперкинетическое расстройство и дефицит внимания". Звучит довольно сложно, но, поверьте, значение этого психологического понятия должно быть известно современным родителям, поскольку без знания последних исследований невозможно дать ребенку полноценное воспитание. Итак, поговорим о расстройствах детей, у которых наблюдаются постоянные несоответствующие возрасту симптомы невнимательности, рассеянности, гиперактивности и импульсивности. Несмотря на то что подобные отклонения сравнительно недавно получили свое название в науке, детей с чрезмерно активной деятельностью ученые наблюдали на протяжении нескольких столетий и продолжают изучать по сей день.

Случаи, когда высокая деятельность не помогает, а вредит человеку

У многих малышей энергия бьет через край, захлестывает и разрушает все, что их окружает. Они невнимательны, не придают значения обычным требованиям, ведут себя беззаботно, как будто не слышат обращенные к ним слова. Постоянно в движении, в бешеном ритме. Такие детишки живут наперегонки со всеми и совершают необдуманные поступки. Практический психолог иркутского дошкольного педагогического колледжа №2 Надежда Александровна Турлякова помогла нарисовать картину поведения ребенка с таким расстройством.

Самое нелегкое время наступает для родителей тогда, когда малыш встает на ноги и начинает самостоятельно передвигаться по дому. Как и положено детворе, он постоянно носится по свободной площади, однако почти всегда натыкается на все, что стоит у него на пути, и сильно травмируется. Дети с диагнозом ГРДВ не знают повседневных привычных занятий и игр, мало спят. Каждый мускул маленького тела сжат, словно пружина, пока он мчится по квартире в поисках новых приключений. Наказания и методы воспитания, которые используют родители с другими детьми, на него не действуют. Зачастую он не помнит, что только что совершил. Находится в постоянном возбуждении. Педагогам и родителям стоит огромных усилий заставить ребенка довести до конца работу, смириться с тем, что школьник постоянно что-то теряет или забывает выполнить. Импульсивные чада не могут проводить досуг тихо, совершают действия на ходу или, как заведенные, слишком много говорят, отвечают, не дослушав вопроса, перебивают и вмешиваются в чужие разговоры.

В классе неусидчивые дети доставляют массу хлопот учителям и одноклассникам

Главная трудность в обучении гиперактивного ребенка — неумение сосредотачивать внимание. Не отвлекаться во время выполнения задания и не терять нить происходящего. На уроках ребенок постоянно болтает и вскакивает со стула, стучит карандашом или ручкой, вертится. Во время выполнения домашнего задания его мысли устремляются совсем в другое направление, что порождает множество нелепых ошибок. Достаточно часто импульсивные мальчишки и девчонки не могут подчиняться правилам вместе с другими детьми, за это сверстники считают их странными и не хотят дружить. Даже во сне они не могут расслабиться, проявляют высокую двигательную активность и беспокойство.

Поступки ребят с явными симптомами ГРДВ загадочны и противоречивы. Нет определенных физических признаков, которые могли бы выявиться в процессе комплексного лабораторного исследования чрезмерно активных и неусидчивых детей. Форм проявления этого расстройства множество, тем не менее описание их поведения различается незначительно. Безрассудство и дезорганизованность — постоянные источники стресса для ребенка, домочадцев, педагогов и одноклассников.

Нельзя винить их в непослушании

Конечно, в определенное время он вполне может казаться обычным малышом, как раз эта непоследовательность вводит в заблуждение окружающих людей, которые принимают несносное поведение маленького человечка за избалованность и дурное воспитание. Они глубоко заблуждаются, если считают, что ребенок вполне сможет контролировать свои поступки и эмоции, если взрослые начнут относиться к нему строже, ограничат его более жесткими рамками и ужесточат дисциплину. Ничто это в итоге не помогает, а лишь усугубляет состояние, доставляет лишние переживания и психологические травмы хрупкой детской душе.

Ребята сами хотят вести себя хорошо, они устают от жизни в режиме нон-стоп, страдают подчас от несправедливого отношения, испытывают стыд, когда их обвиняют в невнимательности и присваивают клички типа "рассеянный с улицы Бассейной".

Часто за то, что ребенок отличается от сверстников, его физически и морально наказывают, унижают. Чувства одиночества и безнадежности являются постоянными спутниками детства ребят с расстройством ГРДВ. Нет сомнения, что это может жестоко поломать жизнь человека, ежедневно его маленькому хрупкому организму приходится затрачивать колоссальное количество энергии, переживать эмоциональную боль, справляться с низкой самооценкой и учиться подстраивать свою жизнь под наш ритм.

Малышам-торнадо особенно сложно управлять своим вниманием

У детей с ГРДВ нет недостатка в объеме внимания. Он может запоминать и воспроизводить столько же информации, сколько другие дети, однако гиперактивные малыши часто отвлекаются, их привлекают яркие объекты, посторонняя информация, присутствующая в задании. Главный недостаток их внимания — нехватка непрерывности. Дефицит проявляется, если малышу дают неинтересное, монотонное и повторяющееся задание. Даже если ребенок захочет справиться с однообразной работой и довести ее до конца, он не сможет, такова особенность его психики. Большинство детей с ГРДВ имеют нормальный уровень развития интеллекта, а многие даже достаточно высокий. Между тем вышеперечисленные проблемы мешают им использовать свой потенциал в полной мере.

Обратитесь за помощью к знатокам человеческих душ — психологам

Не стоит надеяться на то, что непоседа вырастет и его чрезмерная активность и импульсивность навсегда исчезнут. Конечно, мы не вправе консультировать наших читателей и давать профессиональные советы, как воспитывать неудержимых детей. Единственный совет людям, которые подозревают, что их ребенок может иметь подобное расстройство, — индивидуально обратиться к психологу, он своевременно сделает диагностику малышу, поможет вам вместе преодолеть старые трудности и избежать новых проблем.

Известно, что сегодня ученые разделили детей с симптомами ГРДВ на несколько подтипов.

Первый — преимущественно невнимательный тип. Объединяет детей с преобладанием симптомов невнимательности. Дети этого типа, в отличие от остальных непосед, спят на ходу, витают в облаках. У них часто отмечаются трудности в учебе, медленно усваивается информация. В социальном плане дети данного подтипа робкие и стеснительные. Складывается впечатление, что у них избирательное внимание, в основном нарушается скорость обработки информации.

Второй подтип — преимущественно гиперактивный-импульсивный — объединяет самых активных и импульсивных детей.

Третий — смешанный, объединяет черты первого и второго.

Много лет душевного хаоса

До сих пор еще не разработаны точные методы диагностики ГРДВ до трехлетнего возраста. Обнаруживают это расстройство у детей 3—4 лет, симптомы невнимательности обнаруживаются у дошколят в возрасте 5—6 лет, становясь особенно заметными, когда ребенок идет в школу. Все это приводит к низкой успеваемости, плохой организованности, трудностям в социальном взаимодействии с людьми.

В подростковом возрасте проблемы еще более обостряются, однако гиперактивность и импульсивность затихают (остается рассеянность, невнимательность, забывчивость, неспособность сосредоточиться в нужный момент). В более зрелом возрасте многим удается все же избавиться от симптомов ГРДВ (или же зрелая личность учится их скрывать). Между тем все вышеперечисленные проблемы, которые возникли еще в детстве, несут с собой страдания и чувства разочарования.

Впоследствии у человека возникают трудности на работе, для него характерны депрессии и низкая самооценка. Люди, не подозревая с детства, живут с таким диагнозом, не понимают, откуда берется чувство беспокойства и тревоги. Нам кажется, что что-то не в порядке, но мы не знаем, что именно. Многие яркие творческие личности не могут реализовать свой талант в полной мере из-за психологических детских травм.

Откуда появилось это расстройство

На самом деле гипотез, которые выдвигают ученые, пытаясь отыскать причины зарождения этого расстройства у человека, множество, но нет, пожалуй, самой достоверной и точной информации. Многие ученые считают, что ГРДВ досталось нам еще от наших предков-охотников; другие вообще скептически относятся к этому синдрому и полагают, что это всего лишь особенность темперамента, личности или — еще проще — научный миф. Группа американских ученых выявила, что с симптомами ГРДВ могут быть связаны многие факторы, неблагоприятно влияющие на развитие нервной системы до и после появления человека на свет (сложная беременность, роды, малый вес при рождении, неправильное питание), а также генетика. По некоторым данным, причина может крыться и в том, что матери много курили или употребляли алкоголь во время беременности.

В науке до сих пор ведутся споры, правильно ли лечить детское расстройство стимуляторами. Известно, что подобная терапия эффективна для устранения симптомов ГРДВ, но не для всех. Более того, лечение должно быть комплексным и включать в себя тренинги с родителями, аутотренинги, обучение родителей, педагогическую коррекцию. Для ГРДВ не существует методов быстрого лечения, поэтому разрабатываются специальные программы. Бытует мнение, что это расстройство вообще неизлечимо, однако специалисты учатся помогать людям справляться с симптомами этого расстройства.

Справка "СМ Номер один"

По современным данным, ГРДВ обнаруживается у 3—5% детей школьного возраста. В среднем по 1 ребенку на класс (исследования Американской психологической ассоциации ( за 2000—2001 годы). К сожалению, в России проблемы ГРДВ пока не так широко обсуждаются и изучаются. Для оценки ГРДВ учитываются сообщения родителей, учителей и врачей. Диагноз в 2—3 раза чаще выявляется у мальчиков, чем у девочек.

Автор выражает благодарность за помощь в подготовке материала воспитателю младшей группы иркутского детского сада 136 Ларисе Александровне Сипко.

Метки:
baikalpress_id:  21 759