Количество АЗС превышает норму почти в три раза

Кто осуществляет контроль за деятельностью иркутских АЗС, неизвестно

Если сопоставить данные различных служб, то получается, что количество автозаправочных станций в областном центре постоянно меняется, причем за последние два года — в сторону уменьшения. Однако достаточно проехать по Иркутску, чтобы убедиться в обратном: АЗС растут как грибы.

По данным управления архитектуры Иркутска, два года назад в областном центре насчитывалось 84 действующих автозаправочных станций и восемь строящихся. С тех пор управление архитектуры АЗС не контролирует — уже в 2001 году количество АЗС в Иркутске было предельным.

Если даже считать, что в Иркутске проживает 600 тысяч человек (а их уже значительно меньше), то на город полагается 34 автозаправочные станции при пропускной способности каждой 500 автомобилей в сутки.

По словам Евгения Третьякова, начальника управления архитектуры Иркутска, земельные участки под АЗС, которые строятся в настоящее время, были выделены уже давно — до 2003 года. В те времена решения об отводе земельных участков принимались специальной комиссией. На торги участки стали выставляться сравнительно недавно, и, по заверению Евгения Третьякова, участками под АЗС за это время никто не интересовался — нет спроса, рынок закрыт.

Иван Хомутинников, заместитель председателя комитета по градостроительной политике администрации Иркутска, подтвердил, что в последние годы участки под АЗС в городе не предоставляются, — схема строительства исчерпана. Тем не менее из каждого правила есть исключение: построить еще пару-тройку автозаправочных станций в Иркутске все-таки реально. Землю можно получить по конкурсу или по постановлению мэра.

По данным атозаправщиков, которые тщательно следят за конкурентами, в Иркутске сейчас насчитывается 78 АЗС и еще две находятся в стадии строительства. В Иркутской области, за исключением отдельных северных районов, количество АЗС достигает 372, причем 127 из них принадлежат ЮКОСу.

Кто осуществляет контроль за работой АЗС, корреспонденту "СМ Номер один" выяснить так и не удалось. Раньше существовало государственное учреждение "Региональная нефтеинспекция". Теперь это предприятие называется ООО "Инженерно-технический центр", и его деятельность поставлена на коммерческую основу. Кстати, в этом центре журналисту "СМ Номер один" сообщили, что в Иркутске 70 АЗС.

Создается впечатление, что точное количество АЗС в Иркутске не известно никому. Поэтому легальность существующего бензинового бизнеса вызывает большие сомнения.

Есть, к примеру, сети крупных автозаправочных комплексов. Здесь все вполне прозрачно: известно, откуда поступает бензин, не скрывается информация о налогах. Однако таких сетей в городе сравнительно немного — большую часть составляют мелкие частные АЗС.

Владимир Семяшкин, и. о. генерального директора ЗАО Иркутскнефтепродукт, рассказал, что бурное строительство АЗС в Иркутске пришлось на 1994—1995 годы. И сейчас неподвластное здравому смыслу расположение заправок вызывает множество вопросов.

Например, в полутора километрах от одной АЗС построили другую. Каким образом человек, строя столь затратное сооружение, надеялся на возврат инвестиций? Доходность бензинового бизнеса, вопреки общепринятому мнению, совсем невелика.

Существует оптовая цена бензина, от которой никуда не деться, и, если какая-либо АЗС торгует бензином практически по оптовым ценам, возникает вопрос: за счет чего эта АЗС существует, ведь затраты на содержание станций очень высоки?

По мнению Владимира Семяшкина, здесь может быть два варианта ответа: либо владельцы АЗС не платят налогов, либо они торгуют нелегальным бензином. К тому же, в то время как в стране наблюдается бензиновый кризис и топлива попросту не хватает, АЗС работают без перебоев.

Загрузка...