Готовить ребенка к школе надо начинать еще до 3 лет

Важно воспитать в ребенке самостоятельность и умение принимать решения

Букеты цветов, пышные банты, наглаженные платьица и рубашки, урок мира — первые ассоциации, которые рождаются у нас при словах "первое сентября". Но мало кто из взрослых серьезно задумывается о том стрессе, который испытывает шести-семилетний малыш при поступлении в школу. А это действительно сильное потрясение для неокрепшей детской психики. Поэтому готовить ребенка к школе надо, когда ему еще не исполнилось 3 лет. А лето непосредственно перед школой стоит потратить на плотную подготовку к новому социальному статусу.

В шесть или в семь?

Первый вопрос, который нужно решить родителям, — с какого возраста отправлять своего отпрыска в школу. Однозначно на него ответить нельзя, каждый ребенок индивидуален. Решение зависит от многих факторов: общего развития, воспитания, навыков общения, состояния здоровья. Дети, рано проявляющие интерес к буквам, цифрам, геометрическим фигурам, иностранным языкам и пр., крепкие здоровьем, как физическим, так и психологическим, вполне могут идти в школу в 6—6,5 года. Но после предварительной консультации с психологом и педиатром. Такие малыши будут получать от школы радость и удовольствие.

Детей, ослабленных физически (часто болеющих, родившихся недоношенными, быстро устающих от нагрузок), не стоит записывать в школу ранее 7 лет.

Отдельная тема — дети, не посещающие детский сад. Они обычно сидят с бабушкой или няней, которые дают очень доброе представление о мире. Но всем известно, что школа — достаточно жестокий мир, в котором, например, есть место психологическому насилию со стороны учителей. То есть средняя школа — это по сути и школа жизни. И если дитя, взращенное няней, отправится в учебное заведение в 6 лет, его стресс будет очень уж велик.

— Семь лет вообще считается кризисным возрастом, — говорит Алиса Безруких, психолог, президент Байкальской психоаналитической ассоциации. — Любое изменение, в данном случае изменение социального статуса, — это всегда потрясение. Плюс психологическая нагрузка (теперь нужно отвечать за самого себя, за свои поступки, оценки), плюс новый режим дня. И для родителей поступление малыша в школу тоже стресс, беспокойство, как он будет учиться все 10 лет, как сложатся его взаимоотношения с учителем и одноклассниками. Родители обычно готовят ребенка к школе в интеллектуальном плане, но мало кто обращает внимание на психологическую сторону. А психологическая готовность к школе непременно должна быть и у детей, и у родителей.

И мальчики, и девочки переживают стресс одинаково сильно. Стрессоустойчивость зависит не от пола, а скорее от семьи, в которой вырос ребенок. Дети из неполных семей, материально не вполне обеспеченных, испытывают меньший стресс, ведь они постоянно живут в нем, адаптированы к окружающей среде, подготовлены выживать, бороться за себя, у них много психологических защитных механизмов, которые уже перешли в черты характера. А детям, выросшим в окружении любящих бабушек-дедушек, нянек, в более комфортной обстановке, в тепличных условиях, приходится очень сложно в школе. Они не понимают, почему с них кто-то что-то спрашивает, смена роли маменькина сынка на ученика становится серьезным стрессом. И часто неуспевающие ученики выходят именно из таких семей.

В практике иркутских психологов были даже случаи, когда таким детям нанимали домашних учителей. Но такая ситуация не является нормой, любой человек должен быть подготовлен к социуму.

Как можно раньше нужно дать ребенку свободу его "я"

Родитель должен начинать подготовку ребенка к школе, пока тому не исполнилось 3 лет. Психологи утверждают, что именно до 3 лет происходит полное формирование личности. И если родители успели воспитать в ребенке самостоятельность, умение принимать решение, то психологически он уже автономная личность и поступление в школу для него пройдет нормально.

— Одна из главных ошибок, которую совершают родители с самого младенчества, — все время говорят "мы", — поясняет Алиса Безруких. — "У нас зубки прорезались", "Мы пошли в садик" и т. д. Если мама так говорит, то не может отсоединить от себя ребенка, малыш не чувствует своей самоидентификации. А ведь он — человек, единица, и это должно быть сформировано до года; даже годовалый малыш должен ощущать свое собственное "я", а если этого нет, идет нарушение личностной психологии.

Другая родительская проблема — излишнее беспокойство о ребенке, тревога, накручивание дурных мыслей, гиперопека — дети таких родителей рискуют вырасти нервными, тревожными, беспокойными, психически неустойчивыми. Ребенку как можно раньше нужно дать свободу в его "я".

Вот, например, случай: двухлетний ребенок подтащил к шкафу стул, забрался на него и хочет что-то достать. Мама ругает ребенка. Но за что? За самостоятельность! Ведь ребенок по сути совершил подвиг, додумался подтащить табуретку и встать на нее. Целесообразнее было бы сказать: "Ты умница, что придумал такое, но это может быть опасно, давай я тебе помогу". Не у всех мам есть такая мудрость.

Период адаптации должен быть щадящим

Чем ближе к школе, тем чаще стоит говорить о ней. Например, можно спросить у сына или дочери, чего он от школы ожидает. Ребенок расскажет то, что уже успел нафантазировать, слушая рассказы более старших товарищей. Родитель может эту картину деликатно подкорректировать. Но не нужно скрывать и сермяжную правду жизни. Например, стоит рассказать, что в школе могут обзывать, воровать, что учительница может оказаться не столь уж доброжелательной.

Любая правда хороша, она готовит к истинной реальности, говорят психологи. Но опять же при условии, что родители и до школы говорили с ребенком откровенно, отвечая на все его вопросы. Мама объясняла, почему ушел папа, либо говорила, что любимый кот умер, а не убежал погулять и скоро вернется, и уж, конечно, не оставались без ответов вопросы, откуда берутся дети. А если ребенку, взращенному в щадящих условиях, выложить всю правду-матку о школе, он может напугаться и спросить: "А зачем мне тогда вообще туда идти?"

— Какие распространенные ошибки делают родители в первые месяцы жизни новоявленного первоклассника?

— Самая частая родительская ошибка — мгновенно требовать от ребенка полной ответственности и самостоятельности, сразу же отходить от помощи ему. Период адаптации должен быть щадящим, желательно избегать критики, если что-то не получается. Не стоит злоупотреблять выражением "ты должен", ведь когда нет "хочу", одно только "должен" никогда не будет работать. А хотеть ребенок может только тогда, когда его не бьют, не ставят в угол, когда он получил двойку. Не нужно сравнивать своего ребенка с другими, более успешными учениками, сравнивать нужно только с ним самим: "Ты сегодня стал лучше, чем вчера".

От активного неприятия школы могут возникнуть различные психосоматические болезни: дыхательные — риниты, гаймориты, синуситы; кожные — экземы, диатезы, дерматиты, крапивница, аллергии вплоть до бронхиальной астмы.

Все, что говорит ребенок, значимо

Тема, заслуживающая отдельного внимания, — клички. Ведь зачастую именно из-за обзываний одноклассников у ребенка рождается отвращение к школе, страх перед ней.

— Практически у каждого в школе было прозвище, это сейчас мы над ними смеемся, а когда-то рыдали, и это была целая трагедия, — говорит Алиса Безруких. — Целесообразно родителям с этим прозвищем поиграть, ведь они даются не случайно, очень точно отражая сущность человека. Но не в тех вариантах, когда касаются внешности: маленького обзывают карликом, полного — колобком. В этом случае нужно развить в ребенке качества, таланты, которыми он мог бы гордиться, чему сверстники могли бы завидовать; в чем-то сделать ребенка суперменом, чтобы он был абсолютно уверен в себе. В тяжелых запущенных случаях нужна профессиональная психологическая помощь.

Родители часто говорят: "Да не обращай на обзывания внимания!" Это неправильно, ребенок не может не обращать внимания, для него это значимо. И родители должны понимать, что все, что говорит ребенок, очень важно для него и надо уважать его проблему.

Психологическая подготовка к школе включает несколько пунктов

Во время психологической подготовки к школе в игровой форме обыгрываются клички, детей учат, как с ними бороться. Поскольку группы маленькие (6—8 детей), занятия проходят легко и непринужденно.

Подготовка к школе в Байкальской психоаналитической ассоциации включает несколько пунктов. Это тренинг общения, ведь общение в школе отличается от общения в детском саду. Это арт-терапия, то есть терапия искусством, — рисование, лепка, игры с куклами (ассоциация сотрудничает с театром кукол). Это телесно-ориентированная терапия, включающая работу с телесными зажимами, пальчиковую гимнастику, танцы, массаж. У некоторых детей сколиозы начинаются еще до школы, идут нарушения осанки, здесь детей будут учить, как сидеть за партой правильно. Развитие когнитивных способностей подразумевает работу над памятью, вниманием, воображением, логикой.

Естественно, что у детей будут переменки, в которые они смогут вдоволь набегаться, наскакаться, и небольшой перерыв на брейк-кофе. Занятия проходят три раза в неделю, рассчитаны на три астрономических часа. Курс длится один-три месяца (исходя из желания и возможностей родителей).

Байкальская психоаналитическая ассоциация: Иркутск, ул. Российская, 21. Телефоны: 708-208, 333-069.

Комментарии

Нажмите "Отправить". В раcкрывшейся форме введите свое имя, нажмите "Войти". Вы представились сайту. Можете представиться через свои аккаунты в соцсетях. После этого пишите комментарий и снова жмите "Отправить" .

Система комментирования SigComments