Вопросы без ответов

Программа социально-экономического развития Иркутской области на 2006—2010 годы не отвечает требованиям опорного региона

С самого начала при разработке документа, определяющего пути развития Приангарья на ближайшую перспективу, возникли трудности. Смена областной власти и приход новой команды управленцев сопровождался их длительной адаптацией к существующим в области проблемам. Дело осложнилось еще и тем, что массовая зачистка губернатором руководящих кадров коснулась прежде всего чиновников, отвечающих за стратегическое развитие. Новым лицам в администрации, не знакомым с особенностями региона, требовалось время, чтобы элементарно разобраться в проблемах.

Период адаптации затянулся настолько, что депутаты Законодательного собрания были вынуждены напоминать руководителям области о необходимости соблюдать сроки представления программы, предусмотренные законом. В условиях дефицита времени стратегические планы администрации не получили широкого обсуждения в научных, политических кругах, как это было с прежними документами такого ранга.

Наконец программа была подготовлена и направлена для рассмотрения в областной парламент. Как и следовало ожидать, у депутатов она вызвала множество вопросов. Один из них касается самой методики подготовки программы.

Авторы документа разработали три сценария развития области - инерционный, инвестиционный и стратегический. Расчет каждого из вариантов потребовал значительных усилий, необходимость которых вызвала большие сомнения. Зачем было тратить время, чтобы самим себе доказывать, что единственно приемлемым вариантом развития является стратегический сценарий? Ведь совершенно очевидно, что с точки зрения задачи по превращению региона в "локомотив роста" ни о какой инерции не может быть речи, а требуется активное поступательное движение вперед.

Анализируя программу, депутаты с удивлением отметили, что в документе не нашли отражения обещания, данные властью в ходе подготовки к референдуму по объединению Иркутской области с Бурятской автономией.

  • Важнейшее политическое событие выпало из поля зрения разработчиков. За рамками программы оказались крупные инвестиционные проекты, о которых говорил губернатор области, выступая в апреле с докладом на конференции по развитию Иркутской области, а также на недавнем экономическом форуме в Красноярске. Предложенные программой мероприятия не ориентированы на развитие преимуществ укрупненного региона. А между тем именно на период действия программы приходится важнейший для области период становления новых хозяйственных отношений, появляется возможность использовать позитивный импульс со стороны федерального центра. Все это должно было бы стать основанием для формирования приоритетных направлений в развитии экономики.

Впрочем, как оказалось, путаница с приоритетами вообще характерна для представленного парламентариям документа. Председатель комитета по собственности и экономической политике Максим Сурнин обращает внимание на очевидное противоречие, содержащееся в документе.

Анализируя состояние Иркутской области, авторы программы справедливо делают вывод о серьезном отставании темпов развития региона от среднероссийских показателей. К числу негативных факторов следует отнести и устойчивый высокий дефицит областного бюджета, который отрицательно сказывается на реализации всех социальных программ. Логика подсказывает, что в этих условиях основной целью должно стать ускоренное экономическое развитие региона. Только надежный экономический базис может обеспечить эффективную социальную политику, направленную на повышение жизненного уровня населения. Другими словами - прежде чем потратить, надо заработать. Именно об этом говорил в послании Федеральному собранию президент страны Владимир Путин.

Однако эту простую истину разработчики программы упустили из виду. Они сделали приоритетом проблемы социального развития, не обеспокоившись тем, где взять средства для их решения. Ряд важнейших условий интенсивного развития региона отражен в программе декларативно. Мало конкретных мероприятий, направленных на интеграцию и взаимодействие с соседними регионами, привлечение инвестиций крупного капитала, укрепление сотрудничества власти и бизнеса на основе частно-государственного партнерства.

  • Иллюстрацией могут служить следующие цифры. В программе приводятся объемы и источники финансирования мероприятий с 2006-го по 2010 год. Из федерального бюджета планируется получить 23 млрд рублей, из областного - 26,5 млрд, из местных бюджетов - 16 млрд. Что же касается собственных средств организаций и предприятий, то их намечается привлечь только в размере 24 млрд. Таким образом, бюджетное финансирование в 2,6 раза превышает вклад бизнеса.

А между тем инвестиции частного капитала могут и должны быть больше. В Приангарье существуют широкие возможности для объединения усилий власти и бизнеса в развитии экономики. Это топливно-энергетический комплекс, газохимическое производство, металлургия, добыча золота.

Однако планы крупных корпораций не нашли должного отражения в программе. И не случайно. У администрации нет твердой определенности, кто будет, например, заниматься проектом газификации Иркутской области, на реализацию которого претендуют Газпром и Восточно-Сибирская газовая компания. А между тем это направление в экономике способно стать источником серьезных доходов для бюджета.

Анализируя блок мероприятий по развитию инвестиционной деятельности, депутаты пришли к выводу, что он не носит продуманного характера. Вложения в экономику не систематизированы по отраслям, нет анализа потенциальных инвестиций. Вместо этого декларативно заявлен рост ресурсной базы доходов бюджета в размере 30% ежегодно без объяснения источников.

А между тем в администрации существует неплохая концепция развития этого направления. Однако недостаточное взаимодействие структурных подразделений исполнительной власти помешало разработчикам учесть то лучшее, что уже создано в работе по привлечению инвестиций.

Серьезной критики заслуживает и отношение авторов программы к перспективам рынка транспортных услуг. Депутат областного парламента, руководитель фракции партии "Единая Россия" Сергей Мутовин считает, что в документе не обозначено, какую роль этот важнейший сектор должен играть в обеспечении экономического развития. Как результат - отсутствие стратегического видения проблемы.

  • К приоритетам развития не отнесена задача превращения Иркутской области в транзитный транспортный коридор между странами Азии и Европы. Программа не отвечает на вопросы, какие транспортные артерии надо расширять, где создавать логистические центры, как транспортная инфраструктура увязана с развитием производства, добычей и переработкой природных ресурсов. А без всего этого Приангарью трудно претендовать на роль опорного региона.

Эксперты отмечают, что, судя по реакции депутатов, ни один из разделов программы не вызвал у них полного одобрения. Председатель комиссии по депутатской этике, информационной политике и связям с общественностью Александр Бондаренко, в прошлом крупный производственник, считает, что документ создан поверхностно, нет тщательной проработки ряда важных разделов, не обозначена схема работы с федеральным центром по части инвестиций.

У председателя комитета по социально-культурному законодательству Татьяны Вороновой серьезные претензии к той части программы, которая касается развития образования, подготовки кадров, а также проблем, связанных с улучшением качества человеческого потенциала. Она обращает внимание, что в программе не нашли отражения усилия власти по реализации национальных проектов по развитию образования, здравоохранения. Отсюда и описательный характер всего блока, связанного с развитием человеческого капитала.

Депутат Антон Романов выражает сомнение в директивной силе основных постулатов программы. Он отмечает, что документ больше напоминает прогноз экономического и социального развития региона, чем перечень конкретных действий исполнительной власти. Поэтому документом не предусмотрены конкретные исполнители, а также ответственность, которую они понесут в том случае, если программа не будет выполнена.

По той же причине программа не произвела впечатления серьезного документа и на депутата Владимира Мичурина. Он считает, что форма, в которой преподносятся некоторые положения, банальна. Очевидно, что у программы социально-экономического развития региона в том виде, в котором она существует, больше противников, чем сторонников. Это и понятно. Для успешного развития области необходим продуманный план первоочередных действий, направленный на решение стратегических задач региона, претендующего на звание опорного. Представленная программа этим требованиям не отвечает.

Окончательное решение предстоит принять на июньской сессии Законодательного собрания. Депутаты могут проявить принципиальность и вернуть документ на доработку. Если, конечно, они не отнесутся к программе как к прогнозу погоды. Когда синоптики ошибаются, виновной всегда остается природа.

Метки:
baikalpress_id:  5 264