Зданий выше девяти этажей в регионе не будет

Противопожарная служба почти десять лет просит лестницу

По данным Контрольно-счетной палаты Иркутской области, автопарк противопожарной службы Приангарья подлежит списанию на 85%. Обеспеченность личного состава боевой одеждой составляет 3,9% от потребности. У пожарных нет брезентовых костюмов, резиновых сапог, то и дело в городах области возникают проблемы с заправкой пожарной техники. Но и это еще не все. Уже почти десять лет пожарные Приангарья ведут переписку с администрациями Иркутска и области и подают заявки в Главное управление МЧС на предмет приобретения 50-метровых автолестниц. При их отсутствии они просто не смогут спасти людей, живущих на этажах выше девятого.

Пожарных обвиняли в желании не допустить трагедии

Согласно Федеральному закону "О пожарной безопасности", закупка пожарно-технической продукции и частичное содержание пожарной охраны относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ.

В последние годы деньги на автолестницы закладывались в бюджеты разных уровней, но необходимая техника так и не была приобретена. Средства потребовались на другие, наверное более важные, нужды. На безопасности людей вновь пришлось экономить.

Однако, веря обещаниям и гарантийным письмам местных властей о том, что автолестница будет куплена, Госпожнадзор Иркутской области согласовывал строительство зданий повышенной этажности. Разрешения, к примеру, были даны компаниям Востсибстрой, Стройресурс, "Новый город", Стройтранс и т. д.

Когда пожарные пытались, ссылаясь на действующее законодательство, противиться подписанию подобных разрешений, их обвиняли в том, что они, дескать, препятствуют строительству зданий повышенной этажности в Иркутске, создают административные барьеры, мешают нашему красивому городу развиваться, а семьям получать доступное жилье.

Все это продолжалось до того момента, пока, что называется, не грянул гром. Пожар, вспыхнувший в январе этого года в девятиэтажном здании Владивостока и унесший жизни девяти человек, заставил МЧС обратить пристальное внимание на все региональные противопожарные службы. После этой трагедии иркутским пожарным поставили в укор то, что они согласовывали строительство зданий повышенной этажности, не имея необходимой техники.

Теперь ситуация обстоит следующим образом: ранее согласованные отводы под строительство зданий высотой более 28 метров останутся в силе (закон обратной силы не имеет), но впредь подобных положительных заключений пожарные выдавать не будут.

В Иркутске есть один куб жизни

По словам Владимира Гордиенка, исполняющего обязанности начальника управления Государственного пожарного надзора Иркутской области, на сегодняшний день пожарно-спасательные подразделения Приангарья обеспечены лишь 30-метровыми веревками и 30-метровыми автолестницами. В самом городе Иркутске имеются также два спасательных рукава и один "куб жизни", а в Усть-Илимске есть два комплекта пожарно-спасательных систем "Слип-эвакуатор".

Автолестниц и коленчатых автоподъемников с высотой подъема 50 метров в области нет, в то время как домов повышенной этажности (выше 28 метров) в регионе уже построили предостаточно: 7 — в Усть-Илимске, 27 — в Братске и 17 в Иркутске (всего 51 здание).

На стадии отвода земельных участков находится еще 16 домов повышенной этажности, а перспективы приобретения автолестниц как не было, так и нет. И не дай Бог что случится — пожарные оказать помощь не смогут.

— Через 5—6 минут после возникновения очага пожара на 1—2-м этажах продукты сгорания распространяются по всей лестничной клетке, — рассказывает Владимир Гордиенок. — А в течение 15—20 минут огонь распространяется по всему зданию до верхних этажей. С помощью наших 30-метровых лестниц можно говорить об эвакуации людей из девятиэтажек. А если это 14-й этаж или 16-й? С такой высоты не спрыгнешь и вниз по лестнице спуститься не успеешь.

Выход из подобной ситуации был найден в Красноярске. Там работу по обеспечению пожарных автолестницами взял на себя союз строителей. И те застройщики, которые хотели возводить здания повышенной этажности, перечисляли определенные суммы непосредственно на завод-изготовитель пожарной техники. Одна автолестница ориентировочно стоит 10—12 миллионов рублей. Если в здании имеется даже 100 квартир, которые планируется продать за 2—4 миллиона каждую, изыскать средства на лестницу несложно. А если в деле будут участвовать несколько застройщиков, то они этих расходов даже не заметят.

В Иркутске же действуют совершенно иные схемы: хочешь строить — обеспечь город сетями, магистралями... Таким образом, увеличивается себестоимость жилья, и уже ни о каких автолестницах застройщик не думает — и так получается слишком дорого.

Что делать, если лестницы стоят дороже жизни людей?

По данным управления Государственного пожарного надзора Иркутской области, в прошлом году в Приангарье было зарегистрировано 5156 пожаров, в которых погибло 407 человек, в том числе 19 детей. Уничтожено 1843 строения, почти 400 квартир. Потери, нанесенные пожарами, составили свыше 247 миллионов рублей.

Только за первый квартал 2006 года в области произошло 1382 пожара, в которых погибли 122 человека, в том числе 8 детей.

Исходя из сложившейся практики можно сделать вывод, что ситуация будет только усугубляться. Функции пожарного надзора постоянно сокращаются. Пожарные теперь ограничены в проведении проверок, и не факт, что согласованные с ними девять этажей в итоге не превратятся в 16.

Сейчас Иркутску требуется три 50-метровых автолестницы и один 50-метровый коленчатый автоподъемник. Две лестницы необходимы Братску, одна — Усть-Илимску.

Сложившаяся в Иркутской области обстановка неоднократно обсуждалась на селекторных совещаниях. В результате приказом ГУ МЧС России по Иркутской области выдача положительных заключений на строительство зданий повышенной этажности без учета технической оснащенности и расположения пожарных подразделений была запрещена.

Метки:
baikalpress_id:  21 674