Иркутянин призывает родителей к саботажу ЕГЭ

Александр Таевский уже пять лет доказывает, что единый госэкзамен нарушает права выпускника

Одним из принципиальных противников ЕГЭ вот уже пять лет является преподаватель Александр Таевский. Он уверен, что родители должны проявить принципиальность и не позволить чиновникам портить жизнь выпускникам.

В едином госэкзамене, считает Александр Таевский, есть очевидный противоправный момент. ЕГЭ, по сути, является социологическим или социометрическим исследованием. А оно не проводится без добровольного согласия человека на роль испытуемого. Если же участником эксперимента является ребенок, то такое согласие требуется получить и от его родителей.

— Чем не обоснованный повод для массового возмущения, вплоть до возбуждения судебных исков? — вопрошает Александр Таевский.

— Не менее серьезную претензию можно предъявить к главной идее ЕГЭ — совмещению в один экзамен выпускной аттестации школьников и конкурсного поступления в вуз, — продолжает он. — Получаемый при ЕГЭ тестовый балл идет и как оценка в аттестат, и на абитуриентский конкурс, то есть претендует на удовлетворение требований двух принципиально разных видов экзамена.

Диагностическая цель выпускного экзамена — оценить полноту, глубину и прочность знаний каждого из выпускников по тому или иному предмету. Чем больше знаний, тем выше оценка. Диагностическая цель вступительного экзамена — отобрать из абитуриентов на зачисление в вуз тех, кто успешнее других справился с экзаменационными требованиями данного вуза. Это две разные функции.

— Министерство образования в пользу ЕГЭ приводит следующий довод: это независимый тест, проводимый по единой технологии, гарантирует объективность результата. Разве это не сильный аргумент?

— Сильный, но не безупречный. Объективность тестового контроля ограничена и не выходит за рамки формальной идентификации ответов испытуемого в тестовых заданиях с тем, что заложено в качестве правильного ответа в эталонах решений. И далеко не всегда представленное им решение основано на реальных знаниях. Даже если два человека набрали одинаковое количество баллов при выполнении одних и тех же заданий, судить можно лишь об относительном равенстве уровня их знаний.

Проблема в том, что КИМов (контрольно-измерительных материалов, по которым, собственно, и идет оценка. — Прим. ред.) в ЕГЭ очень много. Получаются, что выпускники выполняют разные по содержанию тестовые задания. Я взял десять вариантов КИМов и предложил по всем вариантам ответить одного человека. Так, оказалось, что на все десять вариантов этот человек набрал разное количество баллов. Получается, что одинаковые вроде бы задания — разные по сложности. Поэтому ЕГЭ в нынешнем виде не может быть объективным по определению.

— Что бы вы посоветовали делать родителям, которые выступают против ЕГЭ?

— Родители должны отстаивать права своих детей. Я на их месте не отпустил бы своего ребенка на ЕГЭ и не давал бы согласия на проведение эксперимента. Так как закона, обязывающего выпускников сдавать ЕГЭ, нет, то выбирать ЕГЭ можно только добровольно. Я уверен, что если родители хотя бы одной школы откажутся от ЕГЭ, то это получит общественную огласку и руководителям области придется отказаться от проведения эксперимента.

Историческая справка

Официально ЕГЭ "родился" 26 июля 2000 года — в день, когда вышло Распоряжение Правительства Российской Федерации 1072-р. В этом документе в разделе "Реформирование образования" мы впервые встречаем словосочетание "единый государственный экзамен".

Загрузка...