Знание педагогики Монтессори пригодится современным родителям

Теория выдающегося педагога построена на особенностях детской физиологии и психики

Сколько маленьких предметов, игрушек и игр, предназначенных для успешного развития и воспитания малышей, кажутся нам ничем не примечательными, даже заурядными вещами. Мы приходим в магазин, покупаем кубики, ведерки, лопатки, мозаики и почему-то давно не сомневаемся в их пользе. А ведь кто-то долго разрабатывал мир детских игрушек, изобретал, изучал пристрастия дошколят, планировал наиболее благоприятную среду для жизни и деятельности детей. Имя Марии Монтессори не просто вошло в историю педагогики — дело всей ее жизни, продолжает жить и развиваться по сей день. Сегодня мы решили познакомить читателей с особенностью ее программы, поведать о том, какой дидактический материал рекомендует основоположница этого метода, а также расскажем, как создать миниатюрный центр Монтессори у себя дома.

Как появилась педагогика Монтессори

Система Монтессори строилась не один день. Ее создала первая итальянская женщина-педиатр Мария Монтессори, тесно сотрудничая с основателем генетической психологии Жаном Пиаже и дочерью Фрейда, детским психологом Анной Фрейд. Заняться педагогикой Мария решила в те дни, когда начала врачебную практику в университетской клинике, где лечились дети с ограниченными возможностями. Новоиспеченному эскулапу приходилось наблюдать картину, как после обеда ничем не занятые дети ползали по полу, собирали крошки и лепили из них шарики. Какая-никакая, а игра. Никто не занимался их развитием, никто не помогал заполнять детям досуг. Монтессори сделала вывод, что слабоумие — это больше проблема педагогическая, нежели медицинская, и решать ее следует не в больницах и клиниках, а в детских садах и школах.

Врач активно начала работать над дидактическим (развивающим) материалом как для отстающих, так и для здоровых детей и разработала уникальную методику обучения письму и чтению.

На каких китах держится знаменитая модель воспитания детей

Воспитатели детских садов в процессе обучения проходят курс ознакомления с программой итальянского научного деятеля, поэтому за консультацией мы решили обратиться к воспитателю средней группы детского сада 51 Олесе Симчук, которая охотно использует приемы Монтессори в своей работе.

— Интерес — первое, что основоположница теории выделяет в своей педагогике. Второе — индивидуальный подход, — рассказывает сотрудник детского сада. Третье — высокая ставка на сенсорное развитие детей.

Этот подход заключается в том, что каждому ребенку позволяют заниматься тем, чем он желает в данную минуту, потому что только он сам точно знает, что ему нужно развивать именно сейчас. Хотя и здесь есть некоторые ориентиры. Так, М.Монтессори обратила внимание, а современная психология подтвердила, что у ребенка с момента появления на свет и до 6 лет есть периоды (длительностью в год, три года), когда он наиболее легко и естественно учится определенным вещам. Мы уже в наших статьях называли эти периоды сенситивными. Так, с рождения до 6 лет в несколько этапов проходит развитие речи, а до 5,5 года — сенсорное развитие (развитие органов зрения, слуха, обоняния, тактильных ощущений). В среднем с 2,5 года до 6 лет у малыша возникают и закрепляются социальные навыки. В это время дети легко воспринимают формы вежливого или грубого поведения, которые становятся нормами их жизни.

Почему в нашей стране закрылись первые школы с программой итальянского врача

В группах Монтессори воспитывались свободные, самостоятельно мыслящие люди. В странах с тоталитарным режимом демократическая педагогика, которая взращивала свободное, творческое поколение, никак не приживалась. Большинство детских садов в нашей стране продолжает работать по типовой программе, и никакая реформа в дошкольном воспитании не ожидается. Присутствуя недавно на родительском собрании, я, автор статьи, стала свидетелем недовольства некоторых родителей тем, что на лето всех детей объединят и будет несколько разновозрастных групп. Родители переживали, что старшие ребятишки, общаясь с малышами, забудут все, чему научились за год.

Знали бы современные папы и мамы, что дети учат других детей лучше, а, обучая, сами же оттачивают свои знания, умения и навыки. Да и в нашей взрослой жизни мы общаемся и с теми, кто старше нас, и с теми, кто младше. Вот, например, Мария Монтессори заметила это практически 100 лет назад и наполнила свои классы детьми разных возрастов, выделив две группы. В первой она рекомендовала заниматься детям от 3 до 6 лет, во второй — от 6 до 12. Ряд исследований подтвердил тот факт, что до шести лет ребенок строит свой разум, а после шести активно осваивает культуру.

В Россию педагогика Монтессори вернулась в 1992 году. В Москве открыт Центр Монтессори, который занимается подготовкой учителей дошкольных классов. Налажены контакты с АМI. В Иркутске же, по словам начальника отдела дошкольного образования Галины Александровны Ицковой, нет дошкольных учреждений, реализующих программу Марии Монтессори в чистом виде, а государственные детские сады использует лишь ряд элементов.

— Частные пансионы, садики и центры, привлекая клиентов, часто заявляют, что работают по системе Марии Монтессори, — объясняет сотрудник Департамента образования. — Однако это всего лишь рекламный трюк иркутских предпринимателей.

Развиваем физические качества: ловкость, гибкость, быстроту, координацию движений

Не будет полноценного умственного развития без физического развития. У ребенка довольно много энергии, которую следует направлять в нужное русло. Поэтому рекомендуется каждому малышу дома оборудовать спортивный уголок с качелями, лесенками, брусьями, мечами, кольцами, горками. Приготовьте для игр малышам жесткие и мягкие коврики. На каком коврике ребенку особенно приятно находиться — позволяйте ползать по ним голышом. Самостоятельно изготовьте тактильную дорожку (на одном участке — разные на ощупь кусочки ткани, на другом — плоские пуговички, массажные приспособления). Обычно дети с удовольствием по ней ползают на животе, четвереньках, бегают босиком. Начертите дома линию на полу для координирования движений и предложите ребенку пройтись по ней босиком, в обуви, на носочках, с предметами в руках, при этом не заступая за линию.

Взрослым можно сшить низкие мягкие кресла-"мешки" и маты для кувыркания, на которых детям наконец-то позволят вволю напрыгаться. Спортивный уголок можно заполнить и другими атрибутами — мячами разной величины, мешочками тяжестью 1—3 килограмма, обручем.

Как сформировать у ребенка навыки для повседневной жизни

Помимо предметов спортивной направленности советуем приготовить ребенку вещи для развития умений практической жизни. Чтобы ребенок знал, где висит его одежда, умел самостоятельно ее вешать, раздеваться, одеваться и обуваться, ему необходимо соорудить вешалку для одежды и полку для обуви в соответствии с ростом. Рядом с этими вещами надобно поместить в чехольчиках щетку и тряпочку для чистки обуви. Помимо спортивного уголка ребенку просто необходимо собственное рабочее место — столик и стульчик.

Мама разнообразит игры малыша, если соорудит собственными руками корзиночку или коробочку с кошельками, кармашками с различными застежками (на одном изделии — молния, на втором — пуговица, на третьем — липучка, кнопка, тесемка и так далее). Дети с особым интересом рассматривают кошельки, кладут в них предметы, расстегивают и застегивают. Детям очень интересно рассматривать себя в зеркале. А если ему выделить еще и расческу, то он тут же примется приводить в порядок не только себя, но и маму, папу. С точки зрения детей занятие это довольно увлекательное и развивает умение обращаться с предметами, приучает к самостоятельности и аккуратности.

Помимо расчески и зеркала ребенку необходимо выделить полотенце и мыло, которые будут находиться на уровне его роста, чтобы он мог в любой момент самостоятельно ими воспользоваться. Приготовьте для детских игр мешочек с зерном, ложечку, две мисочки и две емкости. Ребенок учится аккуратно перекладывать зерно ложечкой из одной чашечки в другую, пересыпать из одного сосуда в другой. После подобных манипуляций малыш сможет безукоризненно, в отличие от сверстников, добавить в свою кружку с чаем сахарный песок. Какие приятные ощущения получает дитя, зарыв свою ручку в мешочек с зерном! Ему приятно слышать звук сыплющихся зернышек.

Для успешного развития мальчиков и девочек необходимо иметь множество сосудов, леечек, лопаточек, формочек для игр с природными материалами. Ребенок аккуратно переливает воду из кувшинчика в кувшинчик, из кувшинчика в стаканы, из чайника в кружку. Взрослым не понять, какие эмоции испытывает ребенок, погружая губку в тазик с водой. Вот он нажал на нее, и водичка побежала по рукам. Малыш, подражая маме, старается при помощи губки вытереть или помыть стол.

Развиваем мелкую моторику

Для чего детям развивать кисти и пальчики? Развивая детям мелкую моторику, мы активизируем не только центр координации пальцев в коре головного мозга, но и влияем на расположенный рядом центр речи. Мышление человека, его умственная деятельность тесно связана с развитием речи. То, как человек говорит, так он и думает, так и мыслит. Для развития кисти руки, мелкой моторики детей, смастерите корзину или просто красиво обшейте тканью обыкновенную коробку и наполните ее мелкими мягкими игрушками. Ребенок будет с удовольствием их ощупывать, запоминать цвета, называть.

Почему мы советуем для всех предметов сооружать корзины, чехлы или коробки? Дело в том, что методика Монтессори призывает приучать детей к порядку. Нельзя не сказать о коротком периоде восприятия порядка (от рождения до 3 лет). Он фактически определяет отношения малыша с миром, потому что касается не только порядка в окружающей среде, но и во времени (запускаются внутренние часы ребенка), а также во взаимодействиях с взрослыми. Родители и педагоги создают порядок в тех вещах, которые нужны для развития ребенка, а их очень много. Все эти чашечки, подносики, губки и щеточки, а также палки и кубики, бусины и стерженьки, карточки и коробочки, если положить их в беспорядке, могут вызвать только чувство бессилия перед хаосом мира.

Для развития мелкой моторики предлагается подобрать крупные деревянные бусы: некрашеное отшлифованное дерево разной формы (шары, призмы, пирамиды, кубы и другие) и основных цветов. Ребенок будет усердно и с неподдельным интересом учиться нанизывать бусинки. Очень просто подготовить для досуга корзину, по краям которой находятся прищепки. Пусть дети самостоятельно снимают и прикрепляют прищепки к краю корзины. Подобрать развивающий материал помогут и папы, смастерив, помимо деревянных бус, деревянные гвоздики с молоточком. Сначала ребенок будет ударять по ним бессознательно, а потом безошибочно. Все эти несложные занятия совершенствуют координацию движений по принципу глаз: рука, формируют произвольное внимание, логическое мышление.

Сейчас в магазине полно больших и маленьких стаканчиков, которые сделаны по типу матрешки. Дети учатся самостоятельно разбирать стаканчики-вкладки, правильно складывать (методом проб и ошибок), строить башенки, выстраивать по размеру в ряд.

Развиваем дома сенсорику — чувственное восприятие и ощущения

Органам слуха, зрения, обоняния и тактильному восприятию тоже полезно уделить огромное внимание. Для этого понадобятся музыкальные инструменты (бубны, металлофоны, дудочки, барабаны), разные на ощупь предметы и на запах вещества. Советуют для малышей сшить разноцветные мешочки и наполнить их разными материалами: песком, рисом, горохом, камушками, сухими листьями, соломкой, шариками. Пусть дети описывают родителям свои ощущения. Нашейте на ткань разные по размеру пуговички и смастерите к ним застежки или петельки. Можно придумать увлекательные игры с разноцветными шнурками, с разными на ощупь тканями, бумагой, предметами (гладкими, шершавыми, холодными, теплыми, мокрыми, сухими).

Взрослым под силу смастерить незатейливые коробочки с разными запахами (кофе, духов, чеснока, лимона, шоколада) — на что хватит фантазии, и пусть ребенок с закрытыми глазами угадывает, чему принадлежит сей аромат. Если ребенка знакомят с буквами, то лучше всего их сделать из шершавой бумаги, наклеенной на дощечки. Обводя их пальчиком, будущий ученик запоминает не только саму букву, но и то, как ее писать. Все эти мелочи побуждают мозг человека к деятельности, развивают психику ребенка, обеспечивают гармоничное раннее развитие. Перечислить весь дидактический материал в рамках нашей газеты невозможно. Помимо нетрадиционных приемов также обязательно использовать пирамидки, конструкторы, кубики, мозаики, всевозможные лото, домино.

Метки:
baikalpress_id:  4 827