Спец по VIP-персонам

Владимир Сурков сопровождал английскую королеву и иранского шаха

Владимир Михайлович Сурков, начальник отделения по организации движения ГАИ Иркутской области, свою службу в Госавтоинспекции начинал в Хабаровске. Ему было поручено обеспечивать безопасность почетных гостей, которые прибывали в город с визитами. Владимир Михайлович сопровождал Елизавету II, шаха Ирана, Хрущева, Микояна. Но больше всего ветерану вспоминается Юрий Гагарин во время его приезда в Комсомольск-на-Амуре.

— Для многих он недосягаемая величина, знаковая фигура советской космонавтики, а по мне так удивительной доброты и души человек, — вспоминает Владимир Сурков. — Куртку свою мне одолжил, я в ней фотографировался. А еще был такой случай: нужно было нам с ним попасть на штабной корабль. Идем мы с Юрием Алексеевичем, не торопимся. Внизу две женщины вышагивают. Одна так мечтательно замечает: "Как бы я хотела сейчас Гагарина увидеть!" — и поднимает голову. "Ах, Боже мой!" — и ноги, как говорится, подкосились...

— Как вы оказались в Иркутске?

— В 1971 году мою супругу перевели из Хабаровска в Иркутск директором Института травматологии и ортопедии. Куда же я без нее? Одно из моих нововведений касалось обеспечения безопасности высокопоставленных лиц. Представьте, раньше впереди автомобиля высокого гостя следовала всего одна машина ГАИ! После случая, который едва не закончился трагически, безопасность автомобиля VIP -персон, как теперь говорят, стали обеспечивать три автомобиля спереди и один сзади.

— Чем были оснащены автомобили ГАИ в 70-е годы?

— Вначале ничем. Потом установили громкоговорящее устройство, радиостанции, позже — фотоаппараты, фиксировавшие скорость машины, которую инспектору нужно было задержать, а также марку и время. В арсенале милиционера был жезл — сначала простой, потом раздвижной, светящийся, круглый, а кроме этого — компостер. У водителя был талон предупреждения, так вот туда компостером ставились просечки-предупреждения. За малые нарушения — треугольник, за серьезные — круг. Еще в арсенале милиционера была такая важная составляющая, как свисток. Милиционеры в то время пользовались разными сигналами свистка: длительный — "держи!", короткий — "ко мне!".

— Владимир Михайлович, а каково было в ту пору по нашим знаменитым дорогам ездить?

— Всегда по ним было плохо ездить. Технология строительства иркутских дорог уже изначально была нарушена. Никто их толком не ремонтировал никогда. Сегодняшний так называемый ямочный ремонт — это своего рода потемкинские деревни, и проблему этим не решишь. Конечно, раньше улицы были не так загружены транспортом, но все же их узость (ведь в царскую пору еще строились) требовала разгрузки: мы сделали односторонними улицы Карла Маркса и Дзержинского, установили первые светофоры на Карла Маркса, нанесли разметку. Много новшеств ввели, много задач выполнили. Конечно, сейчас перед ГАИ стоит тоже много проблем. Мне нравится работа моих молодых коллег, но ведь всегда нужно стремиться к лучшему!

Метки:
baikalpress_id:  21 552