Забастовку маршруток спровоцировали "космонавты"

Водителей маршрутных такси вынудили бастовать обманом и провокацией

В понедельник, 20 февраля, водители маршрутных такси устроили несанкционированный пикет у здания мэрии, требуя повышения платы за проезд. Пикет быстро разогнали сотрудники ГИБДД, на немедленно созванной пресс-конференции заявили, что всех участников акции неповиновения примерно накажут... Маршрутчики бастовали два дня, а в среду организованно вышли на работу. Чем же закончилось противостояние водителей и городских властей? Выяснить это оказалось более чем проблематичным...

Власти предпочитают не вспоминать о несанкционированном митинге

Несмотря на то что организаторам незаконной забастовки мэрия обещала устроить "плач, вой и скрежет зубовный", сейчас обе стороны конфликта предпочитают не вспоминать о произошедшем казусе. Водители утверждали, что об организаторах и организации саботажа им ничего не известно, а не работали они из чувства цеховой солидарности. Или вообще была не их смена.

Власти повели себя не менее странно. Сам Олег Шандрук, который выступал главным "миротворцем" в этом конфликте со стороны городской администрации, отказался комментировать, как идет расследование истоков митинга и поиск его организаторов. А вот "голос мэрии", сотрудник пресс-службы Юрий Гриценко, от лица Олега Ивановича заявил, что в права или обязанности мэрии не входит расследование подобного рода конфликтов. Более того, мэрия в данном случае не может даже наказать его участников.

Поэтому никаких действий по поиску организаторов митинга не предпринимается — этим рекомендовано заняться собственно ассоциации перевозчиков. Хотя, казалось бы, органы местного самоуправления на то и существуют...

Что же касается слов Олега Шандрука о том, что у участников конфликта будут проблемы при перезаключении договоров, то Юрий Викторович недвусмысленно заявил, что журналисты просто неправильно поняли слова главы комитета по городскому обустройству. Тема закрыта. Начальник транспортного отдела мэрии Ирина Лукьянова пояснила, что водители изначально бастовали не в том месте, где нужно: "Они обратились не по адресу, им нужно было обращаться в областной отдел цен. А мы к тарифам не имеем никакого отношения". Водителей отправили по инстанции, и мэрия от конфликта самоустранилась...

Как организовали забастовку и как боролись с саботажниками

В результате внутреннего расследования ассоциации перевозчиков стало известно, как развивались события в выходные перед забастовкой. Как рассказал представитель ассоциации перевозчиков Алексей Колмаков, вывод сделан совершенно однозначный: водителей на забастовку выйти вынудили прямым обманом. В течение воскресенья на различные конечные пункты маршрутных такси подъезжали четыре человека, одни и те же. Это были бывшие водители маршруток, сейчас уже не работающие на них.

Они привозили с собой водку, предлагали выпить работающим водителям, собирали небольшие компании, где рассказывали, что бывали уже на многих остановках, и утверждали, что все водители, с которыми они якобы разговаривали, собираются в понедельник с утра на забастовку к зданию мэрии. Пока не удалось выяснить, откуда они брали деньги на водку, но совершенно очевидно, что у этой акции был свой спонсор.

То же самое повторилось и в понедельник утром. В результате у здания мэрии остановилось несколько нетрезвых водителей с разных маршрутов (в основном проходящих и отстаивающихся на конечных остановках Свердловского района — в Первомайском и на Конева). Остальных они останавливали едва ли не силой, блокируя своими машинами улицу Ленина напротив сквера Кирова.

Нам удалось выяснить, что во многом скорейшему прекращению "сидячей" забастовки способствовала транспортная инспекция. Исполняющий обязанности начальника отдела автодорожного надзора Андрей Никитин рассказал, что им пришлось прибегнуть к прямому давлению на перевозчиков.

— Понимаете, все, что связано с бизнесом владельцев маршруток, нас не касается. Но только до тех пор, пока это не ущемляет интересы пассажиров. Мы прекрасно понимаем, что по ряду причин этот бизнес стал убыточным. Но форма протеста, к которой прибегли водители, была недопустимой. Когда стало известно о митинге у здания мэрии, мы немедленно обзвонили владельцев маршрутных такси. Выяснилось, что они не имеют к этому отношения: водители самовольно не вышли на маршруты, — рассказал Андрей Олегович. — Тогда мы вынуждены были пригрозить, что проверим у всех водителей путевые листы и те, кто не работал, будут оштрафованы. Я признаю, что это был блеф, — у нас нет никакого права штрафовать водителей. Но благодаря этому на следующий день почти две трети бастовавших водителей вышли на маршруты.

Забастовку спланировали противники коммерческих маршруток

Глава ассоциации перевозчиков Ирина Орлова убеждена, что на забастовку водителей подтолкнуло отчаяние от невозможности добиться повышения платы за проезд законными методами.

— Документы, которые предлагается собрать для того, чтобы обосновать повышение цены на проезд, просто нереально, — заявила она. — Например, часть из них, в том числе квитанция на прохождение техосмотра, сдается в ГАИ, а получить ее задним числом уже нельзя.

Более того, невозможно вообще высчитать точный доход водителя маршрутки за день, потому что в салоне нет кассового аппарата. Эта проблема возникла вместе с появлением в городе маршрутного транспорта. Кассовые аппараты пытались устанавливать в салонах, но практика показала, что расчет таким способом просто невозможен: нужно или брать дополнительного штурмана-кондуктора, который производил бы расчеты, или забыть об оперативной доставке пассажиров, потому что водитель проводил бы на каждой остановке за кассовым аппаратом времени больше, чем в пути по маршруту.

В результате сейчас ради удобства пассажиров маршрутчики и власти пришли к неписаному соглашению: водители регулярно платят в налоговую службу ККМ-штрафы (ККМ — контрольно-кассовая машина) за неправильное оформление расчетов с пассажирами.

Водителям маршрутных такси власти обещали повысить плату за проезд до десяти рублей с нового года, но обманули, что сыграло свою роль в организации стихийного митинга у стен городской администрации.

Тем временем сами владельцы ЧП маршрутных такси на условиях анонимности высказали свою версию произошедшего. По их словам, стихийный митинг стал результатом прямой провокации тех людей, которые хотят захватить рынок маршрутного такси. В Иркутске есть группа людей, которым невыгодно существование такси-"микриков". Они хотят полностью вытеснить маленькие одиннадцатиместные машины с рынка перевозок, заменив их своими "Космосами" — небольшими одно- или двух- дверными автобусами, которые сейчас, по сути, дублируют маршрутные такси, являясь вспомогательным более дешевым, но и более неторопливым транспортом.

С начала осени этого года началось полномасштабное наступление "космонавтов" на "микриков". На них стали жаловаться в ГАИ, прокуратуру, транспортную инспекцию, обвиняя во всех мыслимых и не мыслимых грехах. Поводы для основных обвинений отчасти дали сами некоторые нерадивые водители, не следившие за состоянием маршруток и создававшие аварийные ситуации на дорогах города. Но нужен был яркий прецедент, который показал бы всю ненадежность и неблагонадежность водителей коммерческих маршруток.

По мнению самих водителей, владельцев маршрутных такси и ассоциации перевозчиков, спланированная провокация удалась, проводить ее по своей инициативе они никогда не стали бы, а устроили бы митинг на основании закона. И единственный положительный итог произошедшего стороны видят в том, что к проблеме было привлечено внимание общественности.

Метки:
baikalpress_id:  4 753