Уроженец Иркутской области посадил горящий самолет

Евгений Мышляев не дал истребителю упасть на жилые дома и школу

Евгений Мышляев, уроженец поселка Среднего Усольского района Иркутской области, за проявленные мужество и героизм представлен к ордену. 16 декабря прошлого года 28-летний летчик-истребитель, командир корабля, сумел посадить горящий самолет на аэродром. У Су-24 взорвался левый двигатель, отказали все приборы, потекло горючее, отвалился хвост... Каким образом Мышляев сумел посадил такой самолет, до сих пор загадка. Обычно в подобных случаях летчики катапультируются, но внизу были жилые дома и школа — и Евгений Мышляев принял решение посадить машину.

Сделал себя сам

Мать Евгения, Ольга Телегина, даже сейчас, спустя время, не может спокойно рассказывать о случившемся с ее сыном. Хотя она всегда знала, что если произойдет что-то подобное, ее сын поступит именно так.

"Мамочка, никогда обо мне не беспокойся", — писал в письмах Евгений. Но сердце Ольги Телегиной всегда неспокойно за сына — ведь с 15 лет он постоянно находится вдали от дома, потому что стать летчиком Евгений решил еще в раннем детстве.

Сначала маленький Женя собирал модели самолетов и коллекционировал изображения всевозможных видов авиалайнеров, а также рисовал их сам. Потом, чуть повзрослев, он начал читать специальную литературу.

Юноша твердо решил стать летчиком и даже знал, куда пойдет учиться, но была одна причина, по которой Евгений мог не пройти медкомиссию — у молодого человека развился сколиоз. Однако Евгений не сдавался — он записался в различные секции, стал усиленно заниматься спортом, выполнять специальные упражнения и за каких-то полгода исправил позвоночник.

Когда юноша достиг 15-летнего возраста, он отправился в Барнаул поступать в специальную школу-интернат с первоначальной летной подготовкой. И поступил. Воспитанники интерната, как и обычные ученики, осваивали школьную программу за 10-й и 11-й классы, но в дополнение к этому еще и летали на учебных самолетах Як-52.

После школы Евгений Мышляев поступил в Барнаульское высшее авиационное училище. Но шли 90-е годы, лихорадило всю страну, досталось и военным. Барнаульское училище перевели в Армавир, и окончил Евгений уже Армавирский авиационный институт.

Не всем выпускникам института повезло стать настоящими летчиками. Но Мышляев делал все, чтобы не получить так называемый белый билет, и добился своего. По распределению его направили в Хабаровский край служить Родине.

Но, так как наша армия до сих пор не может встать на ноги — идут всевозможные сокращения, — молодым людям трудно добиться высот в прямом и переносном смыслах этого слова. Однако подниматься в небо для Мышляева было не просто мечтой, но и целью жизни. Сменив три гарнизона, Евгений добился того, что его включили в полк постоянной боеготовности. В этом полку Мышляев начал летать через день, и не просто летать, а совершать в воздухе различные фигуры высшего пилотажа.

Из зданий аэродрома люди выбегали на мороз кто в чем был

16 декабря 2005 года командир корабля Евгений Мышляев вместе с инспектором Владимиром Поповичем, родственником известного космонавта, поднялись на борт Су-24. Перед экипажем стояло несколько задач, в том числе подняться на высоту полторы тысячи метров и выполнить пилотажную фигуру.

Но во время подъема при включении форсажа левый двигатель самолета взорвался. Аэродром прямо в гарнизоне — внизу, под горящим самолетом, жилые дома и школа, полная ребятишек. Выхода не было. Мышляев принял решение сажать самолет.

Как-то раз Евгению уже приходилось садиться на аэродром с одним двигателем. Потом вся эскадрилья отрабатывала этот маневр. Но дело было не просто в двигателе. Начался пожар, самолет был весь в дыму, приборы не реагировали. Потом отвалилась хвостовая часть, потекло масло, горючее...

Когда окутанный черным дымом лайнер уже приближался к взлетно-посадочной полосе, находившиеся в зданиях аэродрома люди выбегали на 48-градусный мороз, даже не успев накинуть шубы и надеть валенки.

Но все обошлось. Сослуживцы обнимали Евгения, поздравляли его со вторым рождением. А когда самолет потушили и дотронулись до правого двигателя, он просто отвалился. Даже специальная комиссия до сих пор не может понять, как Мышляев сумел посадить почти развалившуюся машину.

"Мамочка, если бы я был рядом..."

После случившегося Евгений две недели проходил реабилитацию в военном госпитале. Но лучшей психологической помощью стал приезд матери.

— Мне позвонила Женина супруга Катя, — вспоминает Ольга Телегина. — Я не могла ни спать, ни есть, и успокоилась только тогда, когда обняла сына.

У Евгения Мышляева с матерью особые отношения, основанные на дружбе и взаимопонимании. Если собрать все письма, которые писал Женя своей маме, можно опубликовать целую повесть.

Многостраничные послания содержат рассуждения о политике, о событиях в Чечне, о патриотизме, но начинаются они всегда с нежных слов, адресованных матери, и нередко сопровождаются рисунками, например розами. "Мамочка, если бы я был рядом, я бы подарил тебе такие цветы", — пишет Евгений.

Как художник Евгений Мышляев проявил себя, еще будучи курсантом, — он украшал ленинские комнаты трехметровыми картинами. Сейчас на живопись времени практически не остается, однако, как только летчик садится писать очередное письмо матери, рука сама тянется за карандашами.

Ольга Телегина перечитывает письма сына вновь и вновь, и ее большие красивые глаза наполняются слезами.

Два дня рождения, и оба 16-го числа

Сейчас Мышляев вновь в строю, хотя это стоило ему огромных усилий. Евгений поднимался на борт, включал двигатель, выключал и выходил из кабины. Только с шестой попытки Мышляев поднялся в небо, чтобы уже с ним не расставаться.

Мышляев не считает, что он совершил какой-то подвиг, это его служба, его работа, его долг. Однако день рождения летчик теперь будет отмечать два раза — 16 декабря и 16 января.

Сейчас Евгений подумывает о том, чтобы поступить в Московскую военно-воздушную академию. А в августе летчик намеревается посетить свой родной поселок Средний.

Метки:
baikalpress_id:  21 497