Чудотворна ли икона Казанской Божией Матери?

Четыре года продолжается спор художественного музея и организации "Икона в Иркутске"

Четыре года назад наша газета писала, что в фондах хранения художественного музея найдена икона, в которой московский реставратор темперной иконописи, старший научный сотрудник Центрального музея древнерусского искусства имени Андрея Рублева Наталья Чугреева предположила чудотворную икону Казанской Божией Матери. Однако и по сей день нет подтверждения, действительно ли в художественной музее хранится чудотворная икона или это более поздний список с нее.

Икона с двойным дном

Икона была обнаружена весной 2002 года председателем общественной организации "Икона в Иркутске", сотрудником музея "Тальцы" Тамарой Крючковой. Иркутская городская общественная организация "Икона в Иркутске" была официально зарегистрирована 24 июня 1999 года в управлении юстиции администрации области. Цель общества — выявление, изучение и охрана древних икон и традиций русского православного искусства.

— Я искала эту икону очень долго, — рассказала Тамара Крючкова. — Я знала, что в запасниках Иркутского областного художественного музея есть иконы Казанской Богоматери, по размеру совпадающие с чудотворной. Долгое время мы думали, что это запасные образа. Одна из икон действительно оказалась списком (копией) с чудотворной. Но мы нашли еще одну икону. Наши последние сомнения в том, что это действительно та самая чудотворная икона Казанской Богоматери, развеяла Наталья Николаевна Чугреева. Чтобы убедиться в подлинности иконы, она специально приехала в Иркутск.

В мае 2002 года Наталью Чугрееву пригласили в Новосибирск прочесть курс лекций по древнерусскому искусству. После этого Наталья Николаевна приехала в Иркутск лично посмотреть икону, так похожую на чудотворную. Когда икону вытащили на свет, Наталья Чугреева обнаружила на иконе скрытый второй красочный слой. Выяснилось, что между 1922-м и 1926 годом иркутский художник Константин Померанцев нанес на икону новый рисунок.

Таинственную икону когда-то носили по деревням

Скорее всего, это было сделано потому, что первоначальное изображение Казанской Богоматери было повреждено. Померанцев покрыл икону левкасом (грунтовка, которая наносится на доску до рисунка), после чего снова нанес на икону немного измененное изображение Казанской Богоматери. Однако, по мнению Сергея Фролова, особой художественной ценности новый рисунок не имеет.

Сергей Фролов, специалист высшей категории, который сейчас является одним из ведущих иконописцев собора Богоявления, и Марина Хромешкина, реставратор музея "Тальцы", высококвалифицированный специалист по темперной живописи, сделали на рисунке пять окошечек и действительно обнаружили второй, первоначальный, красочный слой, отличающийся благородством расцветок. По своим иконографическим особенностям икона напоминает работы мастеров XVIII века. Кроме того, сзади на иконе нашли крепления для ношения — без них тяжелую икону не смогли бы долго носить по деревням, и остатки кожи — вероятно, ремней для ношения.

Все эти признаки позволяют Наталье Чугреевой быть уверенной в том, что в фондах художественного музея все эти годы действительно хранилась чудотворная икона Казанской Богоматери. Сергей Фролов также абсолютно в этом уверен:

— Сохранилось подробное описание чудотворной иконы Казанской Богоматери, которая хранилась в Иркутске. И на тех фрагментах, которые мы раскрыли, линии рисунка иконы точно совпадали с теми линиями рисунка, которые были описаны на чудотворной иконе. Конечно, музей не заинтересован в реставрации, потому что в том случае, если подтвердится, что это та самая икона, то ее придется передать епархиальному управлению.

— Даже если икона сильно разрушена, можно восстановить, отреставрировать те участки, которые сохранились, а в остальном икону можно нарисовать заново — такие случаи уже были, — рассказывает Тамара Крючкова.

От иконы ждут какого-то чуда

Главный хранитель художественного музея Анна Парфененко не против того, чтобы провести реставрацию, но в музее нет реставратора, специализирующегося по восстановлению икон, написанных маслом по дереву. Кроме того, у музея нет средств на реставрацию.

Специалист по иконам, научный сотрудник художественного музея Ирина Буханцова заверила автора, что по большому счету сотрудники музея вовсе не утверждают, что под слоем, нанесенным Померанцевым, находится не чудотворная икона. Просто не существует никаких документальных исторических подтверждений, что это именно она, все находится на уровне предположений. Требуется огромная работа по раскрытию иконы, на которую нет ни возможностей, ни средств.

— Когда начинается какое-то общественное движение вокруг икон, когда неспециалисты пытаются выступать в их защиту, ничего хорошего обычно не получается, — сказала Ирина Николаевна. — Вы знаете, обычно иконы являются сами. Придет время, найдутся специалисты, проведут восстановительные работы, отыщутся исторические документы, и все станет на свои места. Мы не против, чтобы за эту работу взялся Сергей Фролов.

Сейчас икона находится в хранилище художественного музея, скрытая под работой Померанцева и покрытая защитным слоем из-за угрозы осыпания краски. Ее дальнейшая судьба покрыта мраком, и епархия не торопится вмешаться в ее решение. Во всяком случае секретарь епархиального управления отец Максимилиан объяснил, что про икону они слышали несколько раз, но к ним по этому поводу никто не обращался, и никем не ставился вопрос об участии епархиального управления в реставрации или о передаче иконы в ведение епархиального управления. На вопрос, почему бы самому епархиальному управлению не поставить этот вопрос перед иркутскими властями, отец Максимилиан ответил уклончиво-неопределенно: вот приедет владыка, и если к нему кто-нибудь с этим делом обратится, вот тогда и видно будет...

Возможно, нужно чудо, чтобы икона вернулась в Богоявленский собор. И если икона чудотворная, может, она сама совершит чудо? Видимо, других реальных способов определить, чудотворная ли икона находится под художествами Померанцева или же это более поздний список, не существует.

Метки:
Загрузка...