"Форд-фокус" вместо "Жигулей"

Повышение пошлин на иномарки приведет к покупке новых автомобилей, сделанных на совместных предприятиях

В текущем году россияне уже приобрели чуть более 2 млн легковых автомобилей (включая подержанные, купленные на вторичном рынке), потратив на это около 16 млрд долларов. Между тем всего два года назад цифры были намного скромнее: тогда автомобилей было продано в полтора раза меньше. За это время кардинально изменилась и структура потребителей: если в 2002 году на долю среднего класса приходилось в лучшем случае 40% покупок, то сегодня уже около 60%, причем как в натуральном, так и в стоимостном выражении. Такие изменения зафиксированы известным маркетинговым агентством "Эксперт-Дата".

Леворукий патриотизм не заставил полюбить изделия русского автопрома

Как сейчас помнится то удивление, граничащее с восхищением, при виде первых леворульных "Ниссан-Патруль", важно передвигавшихся по дорогам Приангарья, юрких "Королл", показавших, что автомобиль существует для человека, а не наоборот. Хлынувшая следом в конце 80-х годов прошлого века полноводная река праворульных "японок" значительно изменила ситуацию в автомобильном мире Приангарья. Мощность, надежность, комфорт, разнообразие моделей железных коней из Страны восходящего солнца поставили продукцию российского автопрома в положение бедного родственника.

К сожалению, хорошего, как всегда, бывает помаленьку. Спохватившись, наше правительство принялось судорожно спасать российских автопроизводителей.

Однако нельзя дважды вступить в одну реку, к хорошему россияне привыкли быстро. К тому же мировые лидеры в производстве автомобилей наперебой принялись зондировать почву по возможности выпуска своей продукции на территории России и в бывших союзных республиках. И некоторые в этом весьма преуспели, например "Форд".

Вот здесь-то и получается парадокс. Безусловно, понимая опасность для российских автозаводов наступления б/у автомобилей как с Запада, так и с Востока, правительство начинает медленную позиционную борьбу с ними по двум направлениям.

Первое — это попытка противопоставить б/у "варягам" более-менее современные автомобили. После заявления одного из президентов РФ о возможности в скором времени догнать мировых лидеров автопрома, на свет появляются очередные отечественные монстры. Бред сумасшедшего в виде незапамятных "Святогоров", "Юриев Долгоруких", на которых в первом случае из-за недоработанности, во втором — из-за того же самого, помноженного на безумную цену, не стали передвигаться и сами производители с АЗЛК.

Ну Бог с ними, о покойнике или хорошо, или ничего. Наш разящий удар по засилью иномарок б/у должно было нанести семейство ВАЗ-2110. Сказано — сделано. И по дорогам-направлениям России "поскакали" метко прозванные "беременными антилопами" вазовские "десятки", дизайн которых до сих пор вызывает дружный хохот у многих автолюбителей. Отдадим должное — нашлись патриоты, готовые их покупать и хвалить. Правда, их оказалось не так и много, что подтверждают периодические остановки производства вследствие затоваривания.

Второй путь защитить своих — административные рычаги, и в первую очередь повышение налоговых пошлин, растущих из года в год. Данная политика себя оправдала, цены значительно выросли, что спасло от повального засилья импортных автомобилей б/у. Представьте, вот если бы пошлины первой половины 90-х, да в наше время!..

Кредитование поможет повернуться к новым автомобилям

Планомерное наступление со стороны государства на иномарки б/у позволяет прогнозировать печальное будущее по возможности их ввоза в Россию, особенно для праворульных. Как известно, спорить с государством — напрасная трата времени; скорее всего, не помогут никакие демарши автолюбителей на Дальнем Востоке и в Сибири. Где гарантия, что не будет установлен запрет на эксплуатацию "праворуких" автомобилей, к примеру, с 2010 года? Все идет к тому, что пройдет вполне обозримое время и рынок заполнят не ввозимые, а приобретенные у официальных дилеров и состарившиеся в России иномарки. При тех планах, что строят "белые" продавцы-дилеры автомобилей, на это понадобится 5—10 лет. Иными словами, привезенная из-за границы иномарка б/у сравняется в цене с иномаркой, ставшей б/у в России.

Что ж, сохранить хоть один российский автозавод — дело благое. Но вот что получается: вследствие развития российской банковской системы стало вполне возможным приобретение автомобиля в кредит, причем как отечественного, так и импортного производства.

В свою очередь регулярно дорожающее вазовское десятое семейство по цене уже оставило позади многие приличные б/у иномарки и вплотную приближается к стоимости новых автомобилей иностранного производства, продающихся в фирменных автосалонах.

Вот здесь и возникает тот самый парадокс. Сведя к минимуму ввоз иномарок б/у, государство очищает дорогу официальным дилерам иностранных автогигантов. При несущественной разнице в цене между новыми отечественными автомобилями и иномарками вряд ли выбор падет на первых. Очевидно, расчет на то, что еще долго в российской глубинке в сложных условиях эксплуатации российские автомобили все же будут востребованы.

Машина-мечта или машина как средство передвижения?

Сказанное выше подтверждает тихая экспансия мировых автопроизводителей, выраженная в регулярном увеличении количества официальных российских автодилеров. Давно ли в Иркутске на рынке новых импортных автомобилей правили бал "Тойота" да "Вольво"? Посчитаем на конец 2005 года: "Мицубиси", "Форд", "Вольво", "Рэндж Ровер", "Ауди" "Мерседес", "Субару", БМВ, "Опель", "Рено", "Тойота", "Фольксваген", на подходе "Хонда".

В том же исследовании агентство "Эксперт-Дата" разумно выделяет два подхода сограждан к потенциальной покупке. Первый — гипотетический, когда человек выбирает машину-мечту. Второй подход этой категории можно считать прагматичным: какую марку намерены купить респонденты, исходя из имеющихся сбережений, соотношения цены и качества, удобства обслуживания и т. д.?

В Иркутске ситуация в плане предпочтения при покупке автомобиля такова: безусловным лидером остается "Тойота", на пятки ей наступает "народный" "Форд", а дальше уже все остальные.

Можно долго спорить о достоинствах переднего, заднего, полного привода, о комфорте, управляемости и многом другом, но истины в виде лучшего автомобиля все равно не найти. В данном случае на вкус и цвет товарища нет. В не столь далеки времена, когда автомобиль еще являлся предметом роскоши, со стилем было все о…кей. Много-много лет практически одинаковые автомобили сходили с конвейера ВАЗа, не радуя нас особым дизайном, не говоря уже о новых технических решениях.

Незабвенный Генри Форд говаривал: "Вы можете приобрести у нас любой автомобиль — при условии, что это будет Ford-T черного цвета". В полном соответствии с этим по широким бескрайним просторам СССР перемещались самобеглые экипажи, для владельцев оных главной задачей являлось поддержание их возможности передвигаться, а потом уже красота.

Да и попытки украсить свое авто нередко превращались в подлинные шедевры пошлости. Вспомните наклейки в виде обнаженных девиц, ароматизаторы в форме царской короны размером с два кулака, а также модные раньше наборные плексигласовые рукоятки рычага скоростей.

Однако ныне настали времена веселые. Большой выбор моделей, широкий диапазон цен делают покупку автомобиля увлекательнейшим занятием, если у вас, конечно, нет четкого предпочтения к определенной марке. Как говорилось выше, потенциальных покупателей новых автомобилей можно выделить в несколько групп.

Первая группа покупателей — люди наиболее обеспеченные, они менее озабочены стоимостью, в большей степени важен факт самоутверждения, возможность выделиться среди других автовладельцев. К примеру, за стоимость "Ауди-3" можно приобрести два одноклассника "Форд-Фокус" в неплохой комплектации...

Другая — самая многочисленная группа — представители так называемого среднего класса. Они предпочитают при меньших затратах получить максимум удовольствия. На первый план при покупке выходят возможность и условия кредитования, стоимость последующей эксплуатации, условия гарантии, комплектация. И только потом все остальное.

Третья группа крайне малочисленна. Это сторонники определенных марок, для которых другие автомобили не существуют по определению. Кому-то нравится своими формами крепыш "Форд-Фокус", кто-то без ума от хай-тековских мотивов в дизайне "Мицубиси", третьи с придыханием поведают о неоспоримых достоинствах "Субару". Но все же есть нечто общее, присущее всем представителям этих трех групп. Это желание стать первым владельцем автомобиля, чтобы никто не мог указать пальцем, заявив: эта моя бывшая тачка...

Очень важно соответствие автомобиля ожиданием будущего хозяина. А здесь, как в любви с первого взгляда, достаточно взглянуть, проехать небольшое расстояние — и сразу станет ясно, она или не она. Причем среди автовладельцев не зря бытует мнение: если машина не по душе, она это чувствует и постепенно превращается в настоящую стерву, доводя хозяина мелкими пакостями.

Конечно, мистика, но все же не стоит покупать автомобиль, к которому не лежит душа, несмотря на, может быть, более выгодные условия приобретения. Оглянитесь, присмотритесь — и вы обязательно найдете тот автомобиль, который станет настоящим железным другом.

Метки:
baikalpress_id:  19 505