Дорогое бездорожье

29 декабря, накануне нового, 2000, года, в Иркутской области постановлением губернатора Бориса Говорина было образовано новое предприятие — государственное унитарное предприятие "Дорожная служба Иркутской области". Его задача была проста и понятна: строить новые дороги и поддерживать в надлежащем состоянии существующую сеть областных автомобильных дорог: 11 тыс. км от Киренска до Слюдянки. В этом году областной дорожной службе исполняется 5 лет, и это весьма неплохой повод поговорить о том, кто те люди, которые все-таки позволяют нам ездить на машинах даже в самой дальней точке области, и подумать над тем, что же будет впереди.

Особенно актуально дорожный вопрос может встать в связи с реформой местного самоуправления. С 1 января 2006 года на баланс сельских поселений передается не только все движимое и недвижимое имущество соседних колхозов, но и дороги, по которым в эти колхозы пока еще можно доехать.

До образования дорожной службы не одно десятилетие в Приангарье работало Облдоруправление. Все бы ничего, если бы не одна особенность. Облдоруправление само себе спускало план на ремонт и строительство, потом само проверяло его выполнение. К 1999 году в дорожной отрасли по такой схеме работали только три региона — Красноярский край, Республика Бурятия и Иркутская область. Необходимо было разделить функции заказчика и подрядчика, что и было сделано губернаторским постановлением. Заказчиком выступила Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области, подрядчиком — Дорожная служба Иркутской области. Эта схема работает и сейчас.

За три месяца до постановления, 1 октября 1999 года, начальником Облдоруправления назначается Сергей Мутовин, ставший после реформирования генеральным директором дорожной службы и по сегодняшний день возглавляющий предприятие. К этому времени Облдоруправлению принадлежало 30 собственных филиалов по всей области. Тогда они назывались ГУДЭПами. Фактически это отдельное предприятие со своим директором, бухгалтерией, расчетным счетом, трудовыми и материальными ресурсами. Однако, выражаясь современным языком, такое структурирование бизнеса было губительным для дела. Это было время многочисленных посредников, миллионных взаимозачетов и всеобщей моды не платить налоги. Когда Мутовин сел в кресло начальника, все взаимозачеты прекратились, но до сих пор директор дорожной службы является председателем ликвидационной комиссии Облдоруправления. Государству так и не возвращено 202 млн руб. в нынешних ценах, которые в свое время прошли через предприятие. Когда была создана дорожная служба, у предприятия новым было только название. Вместе с трудовым коллективом и 30 ГУДЭПами Сергею Мутовину достались трехмесячные долги по зарплате, по 300 млн руб. задолженности налоговой инспекции и поставщикам.

Законы социалистического строительства на службе рыночной экономики

Итак, в наследство было получено предприятие-банкрот. Сегодня по всей области работает 24 филиала дорожной службы. В них трудятся 4 тыс. человек. Может быть, в областном центре и более-менее крупных городах области это не особо заметно, но в глубинке работать в дорожной службе выгодно. Во всех смыслах. В некоторых территориях это порой единственное стабильно работающее предприятие.

Что же такого пришлось сделать директору, чтобы поднять предприятие с колен. "Ничего особенного. Планирование, бюджетирование и контроль — три основных постулата социалистического строительства, которые сейчас изучают будущие топ-менеджеры в престижных западных университетах", — говорит Сергей Мутовин. Все филиалы лишились юридической самостоятельности. Никаких расчетных счетов и собственной подписи в банке. В начале нового финансового года каждый директор филиала защищает свой бюджет. В нем на год вперед расписаны все статьи расходов и доходов, вплоть до приобретения подарков работникам и проведения шефских праздников у себя в районе. Два раза в месяц директор филиала составляет так называемое финансовое донесение, проще говоря — отчитывается за каждую копейку. Как потраченную, так и заработанную.

Вполне понятно, что не все директора выдержали подобный график работы. За шесть лет уволились 17 директоров.

Летом следующего года в областную дорожную службу вольется молодое и грамотное пополнение — шестьдесят выпускников автомобильного факультета ИрГТУ. Это целевой набор областной дорожной службы. У всех студентов кто-то из родителей работает на предприятии. Каждому студенту дорожная служба оплачивает обучение, тот в свою очередь дипломированным специалистом должен вернуться домой и отработать пять лет. По словам Сергея Мутовина, вполне возможно, что лет через десять кто-то из сегодняшних студентов станет начальником филиала. Пока же им предстоит начать трудовую биографию с дорожного мастера. В действии еще один социалистический принцип — кадры решают все.

Если все так хорошо, то почему же все так плохо?

Несмотря на сплоченный трудовой коллектив и грамотное руководство, нельзя не отметить, что областная дорожная служба, как и дорожная отрасль Приангарья в целом, переживает отнюдь не лучшие времена. Обычному автомобилисту достаточно проехать по нашим дорогам, чтобы в этом убедиться, а специалисты называют эту ситуацию критической. Например, Сергей Мутовин убежден в том, что если мы не займемся проблемами дорожной отрасли сейчас, то лет через пять от многих дорог останутся направления, а самым востребованным транспортом будут лошади и вездеходы. Причина лежит на поверхности, и причина эта весьма банальна и привычна — хронический недостаток денег. За последние шесть лет нынешний год самый провальный. Согласно нормативам, в год необходимо ремонтировать 1200 км дорог. В этом году отремонтируют только 61 км 20 метров. При таких темпах дороги Жигаловского района, например, будут ремонтироваться раз в 400(!) лет.

Но ведь раньше же как-то выкручивались, спросит наблюдательный читатель. Да, и это "как-то" называлось территориальным дорожным фондом. За четыре года существования, с 2000-го по 2003 год, в него было собрано порядка 10 млрд руб. Он формировался за счет 2-процентного налога на пользователя автомобильных дорог, что и позволяло собирать ежегодно больше 2 млрд руб. И пусть только 60% средств уходило непосредственно на содержание дорог, но это были неплохие средства для латания дыр в асфальте. В конце 2003 года постановлением правительства сначала федеральный, а потом и территориальные дорожные фонды прекратили свое существование.

Думы депутата Мутовина

В октябре прошлого года генеральный директор областной дорожной службы стал депутатом Законодательного собрания. Привыкший конструктивно мыслить и действовать депутат Мутовин на парламентских сессиях и в комитетах ЗС не замечен в занятиях политической риторикой. Его интересы профессионально обоснованы, и с каждой прошедшей сессией у него появляется все больше сторонников среди коллег-депутатов. Это весьма немаловажный факт при принятии законодательных актов в области дорожного строительства. То, что реформы этой отрасли необходимы, сегодня депутатов убеждать не надо. Вопрос в том, какие формы и методы наиболее оптимальны.

Не далее как в понедельник, 10 октября, прошли депутатские слушания, посвященные состоянию дорожной отрасли Приангарья. Естественно, что состояние дорог признано критическим, но кроме эмоций по этому поводу были высказаны идеи и поддержаны шаги, которые предстоит пройти на пути выхода из кризиса. Сергей Мутовин убежден в необходимости восстановления территориального дорожного фонда. При этом фонд должен быть целевым, а средства, аккумулированные в нем, направлять исключительно на строительство и содержание дорог. Эта идея не нова. Такие фонды вновь созданы в 23 субъектах РФ. Самый близкий пример — Красноярский край.

Депутат Мутовин также убежден, что самым непреодолимым препятствием административной реформы, которая с 1 января 2006 года вступает в силу на всей территории РФ, в Иркутской области могут стать дороги. По федеральному законодательству с Нового года на баланс сельских поселений должно быть передано 7 тыс. км областных автомобильных дорог. По словам Сергея Мутовина, в ситуации, когда нет средств на самое необходимое, ни один глава никогда не вспомнит о дороге. Полностью оставить в областной собственности дороги не позволят, но вот оттянуть этот момент на три года федеральный законодатель позволяет. Период до 1 января 2009 года будет именоваться переходным периодом в реформе местного самоуправления. Это значит, что депутаты ЗС своими законодательными актами могут замедлить передачу дорог на местные уровни. Итоги слушаний показали, что это предложение депутата Мутовина они также намерены поддержать.

И вновь продолжается бой

Согласно постановлению правительства, к 2007 году все предприятия, которые не участвуют в управлении территорией, в нашем случае Иркутской областью, должны быть акционированы. В первой половине 2006 года ОГУП "Дорожная служба Иркутской области" должна стать ОАО — открытым акционерным обществом. Сергей Мутовин не скрывает, что в коллективе от этого известия начались волнения. Люди боятся остаться без работы. Миф о злобных олигархах, банкротящих предприятия, накрепко засел в умах. Сейчас в дорожной службе готовятся брошюры, в которых подробно будет рассказано об акционировании и его последствиях для коллектива. Сергей Мутовин не исключает, что самому придется ездить на встречи с трудовыми коллективами и проводить ликбез. Одно дело брошюру прочитать, другое дело из уст генерального директора услышать, что предприятие по-прежнему будет государственным, а 100% акций, как и сейчас, останутся в собственности администрации Иркутской области.

Но это будет в следующем году, и это совсем другая история. Давний деловой партнер областной дорожной службы, генеральный директор Дирекции по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области Юрий Измалков убежден, что его коллеге Сергею Мутовину и его коллективу по силам справиться с любой задачей. Пять лет достойного труда доказали это. Главное сегодня, по мнению Юрия Измалкова, — достойное финансирование дорожной отрасли, а уж коллектив областной дорожной службы приложит все усилия, для того чтобы дороги наши были гладкими и прямыми.

Метки:
baikalpress_id:  3 943
Загрузка...