Почему ребенок молчит?

Причинами задержки речевого развития могут быть и трудные роды, и неблагоприятный эмоциональный фон в семье

Сел, пошел, собрал пирамидку, заговорил — про все эти этапы детского развития родители с радостью и удовольствием рассказывают друзьям и родственникам. Особенно горды бывают мамы и папы за первое, второе, десятое слово — ведь это, как никак, уже яркий показатель умственного и психического развития малыша. А стоит ли беспокоиться, если ребенок не торопится разговаривать или говорит скупо, редко, с трудом пополняя словарный запас? С одной стороны, это может действительно быть индивидуальной особенностью развития, с другой — говорить о неких патологиях, увидеть которые могут только специалисты. Но все поправимо и поддается корректировке, особенно если активно заниматься стимулированием речевой деятельности.

На речь влияет даже внутриутробное развитие

Детские логопеды утверждают, что и дородовой, и родовой, и послеродовой периоды имеют значение для речевой деятельности. Еще во время внутриутробного развития у ребенка начинают формироваться мозговые доли и борозды, ответственные за речь, это так называемые речедвигательные анализаторы. Недостаток витаминов и свежего воздуха, инфекции, экология могут негативно сказаться на этих тонких процессах. Злоупотребление алкоголем и наркотиками до и во время беременности может привести к нарушениям речевого аппарата, известным в народе как волчья пасть и заячья губа. Эти пороки подлежат оперированию, а в дальнейшем логопеды формируют у ребенка правильное звукопроизношение.

Кесарево сечение, стремительные или затяжные роды также влияют на речь. Например, родовая асфиксия служит причиной кислородного голодания, от которого страдает мозг, что может явиться причиной некоторых задержек развития, речевого в том числе. И в послеродовом периоде существуют свои опасности. Когда ребенку начинают вводить первые твердые прикормы, он может поперхнуться, закашляться, в тяжелых случаях — начать задыхаться, синеть. Эти несколько секунд без кислорода тоже могут сказаться на развитии речи. Поэтому очень важно, чтобы с первого месяца рождения ребенок находился под наблюдением микропедиатра и высококвалифицированного невролога, который увидит проблему и назначит правильную схему лечения.

А вот дефекты речи часто перенимаются от родителей. Если папа или мама картавят, произносят вместо "л" — "в", или же обладают другим речевым недостатком, ребенок начнет воспроизводить этот звук точно также. Этот дефект легко поправим, если нет явного нарушения органов артикуляционного аппарата. В этом случае логопеду надо убедить родителей переучить ребенка, иногда такой дефект речи усиленно исправляют сразу два члена семьи.

Негативно сказываются на развитии речи различные "сюсю-мусю". Когда родители постоянно сюсюкают, до невозможности коверкая язык, и если к этой дурной привычке присоединяются старшие братья-сестры, бабушки-дедушки, есть риск, что и ребенок заговорит точно также, заразится этим неправильным звукопроизношением. Так что следите за речью! С маленькими детьми следует разговаривать медленно, четко выговаривая слова. Детям постарше желательно пояснять незнакомые, неясные слова, чтобы полученная информация не осталась зашифрованной.

Помогут пластилин и "Сорока-ворона"

Родителям вполне по силам стимулировать речевое развитие своего малыша, благо, что сегодня предлагается много литературы и развивающих игр.

Ежедневный массаж пальчиков (поглаживание, растирание, сгибание-разгибание, разминание) "подгонит" речь ребенка. Колючие мячики, шишки, крупные камушки также будут воздействовать на мозг через ладошку. Для правильного развития артикуляционных органов (губы, щеки, язык) полезны дудочки и свистульки. Для развития жизненного объема легких важно не ограничивать естественную подвижность ребенка, нельзя допускать гиподинамии.

Родителям не стоит недооценивать давно установленную связь между мелкой моторикой рук и речевым развитием. Оказывается, дети, которым удается повторить изолированные движения пальцами, хорошо говорят. А у детей-молчунов пальцы напряжены, сгибаются и разгибаются только все вместе или, напротив, вялые, ватные, не совершают отдельных движений. Развитию мелкой моторики способствуют занятия с пластилином, глиной, соленым тестом, мелким строительным материалом, конструктором; нанизывание бус, бисероплетение; выкладывание из спичек рисунков, букв, складывание колодцев; рисование по трафарету букв, геометрических фигур, штриховка; рисование по точкам, пунктирным линиям; и даже разборка обычной крупы — фасоли, гороха.

Некоторых родителей пугает, что все это может отнять много денег и драгоценного времени, которого и так вечно ни на что не хватает. Но для стимуляции речевой деятельности достаточно несколько минут массажа, пальчиковой гимнастики, а также занятий на развитие мелкой моторики в день. Пластилин стоит не так уж дорого, соленое тесто можно приготовить самим, спички и карандаши есть в каждом доме, да и конструкторы стоят по-разному. А как редко мы стали потешать детей старыми играми типа "сорока-ворона" или "идет коза рогатая".

Почему дети замолкают?

"Вы знаете, ребенок говорил, говорил, и вдруг замолчал", — жалобы такого рода нередко озвучивают родители. Причиной такого молчания чаще всего служат физические и психические травмы. Громкий лай собаки, резкий скрип тормозов, неразрешенный конфликт на детской площадке — маленького человечка может испугать все что угодно. К психотравмирующим факторам относится и неблагоприятный эмоциональный фон в семье — частые крики, ссоры, обиды пугают ребенка и лишают его душевной стабильности. Развод родителей и смерть одного из близких родственников дети также тяжело переживают. Так что мир и покой в семье важны не только для эмоциональной стабильности маленького человечка, но и для его здоровья и развития.

Дети, особенно мальчики, часто падают, и рискуют разбить себе губы, выбить зубы, повредить десну. В этом случае говорить малышу будет больно, и этот страх боли превратит его в молчуна и затормозит речевое развитие. Иногда в таких случаях говорить приходится учиться заново.

Малоговорящего ребенка должен обследовать и врач-оталаринголог. Тонзиллит, ринит, гайморит, отит могут сказаться на формировании речи, как и тугоухость. Проверить остроту слуха в домашних условиях легко — ребенок должен на расстоянии 3 метров услышать свое имя или инструкцию, произнесенные шепотом, а с 5—8 метров — нормальную речь.

Логопеды берут детей с 3 лет

В календарях развития ребенка указываются разные нормы формирования речи. Приводим и те, и другие данные — в 9—10 месяцев ребенок произносит отдельные слова, состоящие из одинаковых парных звуков, к году словарь достигает 10—12 слов. К двум годам активный словарь детей насчитывает 250—330 слов, в три года — 800—1000 слов. В других источниках утверждается, что только ближе к году (и даже позже) ребенок может обращаться к родителям (папа-мама), в 13—14 месяцев произносит еще 1—2 слова, в 14—15 месяцев — 3—4 слова.

Логопеды говорят, что до 3 лет ребенок должен освоить свистящие и шипящие звуки, а к пяти годам процесс звукопроизношения должен полностью сформироваться (даже трудный звук "р").

Обычно дети (и непереученные взрослые) допускают дефекты трех групп звуков. Это свистящие ( с, з, ц), шипящие (ш, ж, ч, щ), сонорные — р, л. Корректировке поддаются и те, и другие, и третьи. Раньше логопеды начинали заниматься с детьми с 5 лет, сейчас — с 3-х.

Причинами физических дефектов речи могут быть неправильный прикус, укороченная или массивная подъязычная уздечка (ее можно и растянуть путем упражнений и гимнастики, и подсечь хирургическим путем). Косметические дефекты (неправильно сформированный звук), как уже упоминалось выше, копируются у взрослых. Или же ребенок начинает выговаривать какую-то букву так, как ему удобно, и родители не обращают на это внимания. Для устранения таких речевых недостатков порой достаточно и 2 месяцев, они поддаются корректировке и в 10—12 лет, и в 25.

Кроме звукопроизношения, также важны и лексика, и грамматика. Логопеды отмечают у современных детей бедный словарный запас, неумение объединить слова по лексическому признаку (транспорт, мебель, посуда, дикие и домашние животные). Не менее важен и грамматический строй речи, некоторые дети пользуются только существительным и глаголом (" Мама, дай"), в результате фраза страдает в насыщаемости. Поэтому очень важно для верного речевого развития детей читать им книги и стишки, часто разговаривать, отвечать на их многочисленные смешные вопросы и задавать свои.

Автор благодарит за помощь в подготовке материала Марину Круглову, логопеда высшей категории детского сада N 153.

Метки:
baikalpress_id:  3 640