По дну Байкала проложили два кабеля

Загадка появления дороги на дне пролива Ольхонские Ворота осталась нераскрытой

Праздничные мероприятия по поводу появления света на острове Ольхон завершились, но работы в проливе Ольхонские Ворота продолжаются. Подготовка к прокладке кабеля началась в марте нынешнего года, а к 24 июля были уже проложены две линии — основная и резервная. Ветки расположены на расстоянии 50 метров друг от друга. О том, как осуществлялся этот уникальный проект, "СМ Номер один" рассказал Игорь Ханаев, научный сотрудник Лимнологического института, руководитель группы водолазных исследований и подводного мониторинга.

Водолазы с кувалдами опускались под лед

По словам Игоря Вениаминовича, чтобы пустить кабель по верному маршруту, в марте на поверхности льда было разбито и завешковано направление трасс. Потом пришлось вскрывать лед, чтобы по заданному направлению опустить на дно два троса и растянуть их от материка до острова.

Затем водолазы с кувалдами погружались под лед и вбивали в грунт через каждые 100—200 метров штыри, чтобы впоследствии привязать к ним трубу с кабелем. Водолазные работы выполняли сотрудники "Аква-Эко", а сотрудники Лимнологического института выступали в качестве научно-технических консультантов. Тем не менее работали все вместе — так уж у водолазов принято.

Одновременно с забиванием штырей водолазы буйковали трассу. Потом буйки вывели на водную гладь, и они стали ориентирами для кораблей, которые занимались заводкой кабеля.

Следующим этапом стала доставка кабеля, но здесь возникли некоторые проблемы. Кабель французского производства при помещении на наши железнодорожные платформы касался линий электропередачи — пришлось делать специальные платформы. Транспортировка до Ольхона тоже оказалась непростой — понадобилась тяжелая техника.

40-тонная труба плавала по Байкалу.

После того как кабель был доставлен на место, его размотали в соседней бухте, а потом начали выполнять монтаж высокопрочных пластиковых труб, выдерживающих давление в 6,3 атмосфер. Отдельные трубы по 10 метров длиной насаживались на кабель, а затем производилась сварка швов.

Трубы с кабелем были герметично закупорены с обеих сторон, и несмотря на то что кабель весит около 32 тонн, а труба — около 8, вся эта 40-тонная конструкция, как и ожидалось, оказалась плавучей.

Но прежде чем начать заводку труб через пролив, их необходимо было столкнуть в воду. Для этого понадобилось 11 единиц техники.

Далее следовало произвести протяжку с берега на берег. Делалось это с помощью кораблей Лимнологического института. В работах участвовали два теплохода — "Верещагин" и "Академик Каптюг". Также были привлечены маломорские рыбацкие боты и моторные лодки, которые помогали при заводке в прибрежной урезовой зоне.

Затопление проводилось постепенно — при помощи регулируемых клапанов в трубы поступала вода. Чтобы затопление произошло без смещения от курса, небольшие суда удерживали трубу по направлению.

Проект по электрификации острова Ольхон, вероятнее всего, завершится к концу лета. Хотя свет на острове уже имеется, работы в проливе не завершены — еще необходимо убрать весь мусор, в том числе со дна Байкала.

— Я надеюсь, что все вспомогательное оборудование будет убрано со дна озера, — говорит Игорь Ханаев. — Мы за этим проследим.

Загадка лунной дороги

Работы по прокладке кабеля были сопряжены не только с определенными трудностями — специалистам пришлось столкнуться и с некоторыми странностями, объяснений которым нет до сих пор.

При выполнении исследовательских работ во время одного из погружений водолазы обнаружили на дне пролива ровную дорогу, ведущую к острову. Среди рельефного дна эта дорога, примерно метр шириной, выделялась абсолютной гладкостью. Кроме того, она будто бы излучала свет, и водолазы назвали эту дорогу лунной. Но самое интересное, что на всем протяжении этого лунного пути специалистами было зафиксирована крайне малая плотность живых организмов.

Предположения насчет происхождения дороги были разные — от следствия пребывания НЛО до правительственной связи и кабеля, уже проложенного к Ольхону военными.

Однако ни в ФСБ, ни в военных ведомствах последнее предположение не подтвердили.

— В этом районе таскали плоты, и, возможно, эта дорога — след от чего-то затонувшего, — говорит Игорь Ханаев. — А может, драгой протащили во время проведения каких-либо исследований. В общем, вопрос повис в воздухе. Что это на самом деле, не знает никто.

Метки:
baikalpress_id:  3 528