Лето — самая подходящая пора для подготовки ребенка к школе

Основная психологическая проблема, которую переживают дети в первый год школьной жизни, — это расставание с играми

Вот и подрос ваш малыш, пора определять его в школу, и у каждого родителя появляется очередная головная боль: как любимое чадо к этой школе подготовить? На самом деле главная задача родителей в этот момент — как можно больше находиться рядом с малышом, с пониманием отнестись к его переживаниям и наилучшим образом подготовить к предстоящим переменам.

Игры меняются

Основная психологическая проблема, которую переживают дети в первый год школьной жизни, — это расставание с играми. Еще вчера малыш бегал с водяным пистолетом, возился с конструктором, играл в мяч, как вдруг взрослые начинают сердиться, что ребенок тратит драгоценное время на всякую ерунду.

Но на самом деле первокласснику игра необходима ничуть не меньше, чем в дошкольном возрасте. Так что не стоит раньше времени пытаться внушить малышу, что учеба дело серьезное и что к ней надо относиться ответственно. Просто именно в это последнее лето перед школой ребенка нужно научить играть в новую игру под названием учение.

Поиграйте с ребенком в школу

Для начала можно поиграть с ребенком в школу. Пусть его любимые игрушки станут учениками. Сначала можно прочитать ребенку и его одноклассникам-игрушкам сказку, а потом ребенок может проверить у игрушек домашнее задание — игрушки голосом мамы или папы пересказывают сказку с ошибками, которые малыш с радостью исправит.

В игре познакомьте малыша со школьными правилами — не вставать с места без разрешения, не выкрикивать ответ, входить и выходить из класса по звонку. Пусть ребенок сам расскажет об этих правилах ученикам-игрушкам и следит, чтобы они их выполняли.

На самом деле первые отметки для первоклассника — это самое настоящее испытание. До поступления в школу работу малыша никто и никогда не оценивал, за любой рисунок, прочитанный стишок или помощь по дому его хвали, восхищались его умением и сообразительностью. Ребенок может оказаться не готовым к тому, что не все у него получается на "отлично", а учитель оценивает не только факт выполнения задания, но еще и качество работы.

Чтобы оценки не стали причиной сильнейшего стресса, приучите малыша к мысли, что его действия можно оценивать. Можно незадолго до школы ввести в жизнь ребенка "волшебные линеечки" — вертикальные полоски на листах бумаги. Пусть ребенок ставит красный крестик на вершине полоски, если, по его мнению, он справился с заданием хорошо; если работа вышла не совсем удачно, ставится крестик посередине, а уж если поручение осталось невыполненным или сделано не верно, то крестик должен стоять внизу.

После того как малыш сам оценит свои действия, обсудите вместе, почему он так считает. Выскажите свое мнение, посоветуйте, как лучше выполнить задание в следующий раз. Используйте линеечки для оценки самых разных действий ребенка — как он почистил зубы, как разговаривал со старшими, как помог маме убрать со стола или полить цветы на подоконнике. Но никогда не оценивайте умение дошкольника читать, писать и считать. Этими навыками ему еще только предстоит овладеть.

Приучите ребенка к режиму

За лето перед школой постарайтесь научить ребенка организовывать и планировать свои действия, выполнять их, соотнося со временем. Для тренировки составляйте с ребенком расписание совместных дел на следующий день, проговаривая, сколько время вы можете уделить каждому мероприятию, чтобы успеть все намеченное.

Научите ребенка составлять алгоритм выполнения какого-то задания, например рисования картинки — сначала рисуем домик, потом дерево, затем солнышко, после этого начинаем раскрашивать. Сначала закрашиваем все желтое, потом зеленое и так далее. Научившись планировать простые дела, ребенок без труда сможет самостоятельно организовывать свой школьный день.

Не менее важна способность будущего ученика понять поставленную перед ним задачу и контролировать свои собственные поступки. Шести-семилетний ребенок, в принципе, способен уважительно относиться к предъявляемым требованиям и сдерживать непроизвольные действия. Если малыш не справляется с собственными чувствами настолько, чтобы выполнить до конца любую порученную, очень часто не самую интересную работу, в школе возникнут проблемы с поведением и с успеваемостью.

За летние месяцы, оставшиеся до начала школьных занятий, необходимо приучить ребенка к определенному режиму дня. Подъем в семь утра может стать настоящей трагедией для ребенка, которому все лето давали возможность отсыпаться. Постарайтесь заранее узнать, в какую смену будет учиться ваш первоклассник, и все домашние занятия — рисование, лепку, чтение книжек, упражнения в счете и письме, проводите в то время, в какое у малыша будут занятия в школе.

Не увлекайтесь тренировками в письме и математике. Школьные программы постоянно совершенствуются и дополняются, к детям теперь применяют иные требования, чем когда-то к нам, поэтому ребенку, скорее всего, придется переучиваться писать и считать, а это намного сложнее, чем учиться заново.

Кроме того, ребенок, который к первому классу знает таблицу умножения и пишет диктанты письменными буквами, скорее всего, в школе заскучает и быстро потеряет интерес к учебе. Гораздо полезнее тренировать память ребенка, развивать его наблюдательность, учить концентрировать внимание, обладая этими умениями; ребенок без труда освоит все свои первые школьные науки.

Отправляемся на собеседование

После того как определитесь с тем, в какую школу пойдет ваш малыш, в этой школе вам обязательно предложат пройти собеседование. Не волнуйтесь, ничего страшного в собеседовании нет. По существующему положению, принятому комитетом образования, ни одна школа не имеет права проводить "вступительные экзамены" в первый класс. Поэтому вашего ребенка примут в школу в любом случае. Собеседование — это всего лишь знакомство, позволяющее преподавателям оценить психологическую готовность малыша к обучению.

Хотя и задания в каждой школе свои, но составлены они по единым принципам. И если ваш ребенок ошибся, неверно сложив или сосчитав предоставленные картинки, не стоит переживать. Ведь учителям не столько нужен точный результат, сколько важно понять, имеет ли ребенок представление о количестве предметов.

  • Не увлекайтесь тренировками в письме и математике. Школьные программы постоянно совершенствуются и дополняются, к детям теперь применяют иные требования, чем когда-то к нам, поэтому ребенку, скорее всего, придется переучиваться писать и считать, а это намного сложнее, чем учиться заново.

Автор благодарит за подготовку материала педагога-психолога Павличеву Ингу Ивановну.

Метки:
baikalpress_id:  3 393