Что случилось с "Бекасом"?

Иркутские летчики имеют свою точку зрения на авиакатастрофу, происшедшую в Балаганском районе

25 июня в Балаганском районе, в четырех километрах от села Бирит разбился сверхлегкий самолет "Бекас Х-32", который выполнял работы по опрыскиванию полей химикатами. Пилот самолета Павел Крылов погиб. По информации ГУ МЧС РФ по Иркутской области, при ударе самолета о землю возгорания самолета и разлива химикатов не произошло. Расследование причин авиакатастрофы проводится Федеральной авиационной службой. Предварительная причина падения самолета — отказ двигателя.

Однако, по мнению специалистов РОСТО, основные причины произошедшего кроются в конструктивных недоработках
— "Бекасы", выпускаемые в Харькове, требуют серьезного усовершенствования.

Как рассказал "СМ Номер один" Юрий Щепель, начальник Иркутского авиационно-спортивного клуба РОСТО, только за последние два года на территории России и СНГ потерпели крушение четыре "Бекаса", все катастрофы сопровождались гибелью летчиков.

"Бекас" падал и в Иркутской области — в 2001 году при посадке на Оекский аэродром. Тогда летчику Олегу Добрынину чудом удалось спастись.

Одной из недоработок фирмы "Лилиенталь", выпускающей "Бекасы", Щепель считает отсутствие в самолетах прибора, с помощью которого определяется положение самолета относительно горизонта. Кроме того, на "Бекасах" нельзя выполнять фигуры сложного пилотажа
— вынужденное нарушение данного запрета может привести к катастрофе.

Андрей Коровин, заместитель председателя Иркутского областного совета РОСТО, полагает, что самолет упал именно потому, что летчик совершал на нем энергичные маневры, чего на "Бекасах" делать категорически не следует.

— Большой опыт сыграл с Крыловым злую шутку, — говорит Андрей Александрович. — Он был высококлассным летчиком-пилотажником, освоил шесть типов самолетов, из которых три — спортивные, пилотажные. Опрыскивать поля химикатами с самолетов — дело тоже совсем не простое: опрыскивание производится с высоты 3—5 метров. Потом, чтобы развернуться, самолет должен набрать высоту и снова снизиться до самой земли. Сейчас никто не может точно сказать, что именно произошло в день трагедии,
— проводится расследование. Но я выезжал на место катастрофы, и картина случившегося мне видится так: Павел выполнял обычный разворот с набором высоты, а когда выходил на снижение, убрал обороты двигателя. В этот момент толкающий воздушный винт создал затенение хвостового оперения, и эффективность рулей снизилась. Когда самолет попадает в скольжение, появляется просадка. Летчик перевел его в разгон скорости и добавил обороты двигателя. Он все делал правильно, но не хватило высоты... А двигатель самолета работал до самого падения. Когда мы осматривали "Бекас", все лопасти были в земле, и все они оказались загнуты.

То, что двигатель самолета работал до самого падения, подтвердил и свидетель — рыбак, удивший рыбу на Братском водохранилище.

Вообще свидетелей катастрофы было несколько — агроном, рабочие... Но именно рыбак находился ближе всего к месту крушения воздушного судна и слышал хлопки двигателя, потом рев двигателя, а затем и жуткий хруст ломающегося летательного аппарата.

Потерпевшее катастрофу воздушное судно принадлежало авиакомпании "Зенит". Всего у "Зенита" было три "Бекаса", предназначенных для агрохимических работ. Самолеты новые, 2003 года выпуска. В Иркутскую область они были доставлены в мае нынешнего года.

На аэродроме в Оеке базируются и другие "Бекасы", есть частные. По словам Юрия Щепеля, до выявления причин крушения самолета все полеты на них будут приостановлены.

— Мы будем проводить свое собственное расследование причин трагедии, — говорит Юрий Алексеевич. — От этого зависит жизнь многих пилотов.

В селе Оек сейчас траур. Страна потеряла высококлассного летчика, а жители села — хорошего человека.

— У нас все плачут. Такая хорошая семья... — рассказывает Галина Москвитина, глава администрации Оекского сельского округа. — Жена Павла Крылова — директор Дома культуры в воинской части, сын — курсант ИВВАТУ, дочь — школьница. Это трагедия и для семьи, и для всех нас.

  • Справка "СМ Номер один"

Двухместный легкий многоцелевой самолет Х-32 "Бекас" производства ЗАО "Авиафирма "Лилиенталь" (Харьков) выпускается серийно с 1993 года. Самолет оснащен поршневым двигателем Rotax-912 мощностью 100 л. с. Максимальный взлетный вес — 550 кг, крейсерская скорость — 125 км/час, длительность полета с полезной нагрузкой — 7,5 часа.

Метки:
baikalpress_id:  3 375