Витимский болид будут искать под Бодайбо

В 150 километрах от него лежит обломок Тунгусского метеорита?

В начале августа стартует четвертая и уже совершенно определенно последняя экспедиция к Витимскому болиду — космическому телу, которое упало в конце сентября 2002 года в не определенном до сих пор районе Иркутской области, на границе Бодайбинского и Мамско-Чуйского районов. Кроме поисков собственно крупных обломков метеорита у экспедиции есть еще одна задача, возможно более важная: исследовать странное геологическое образование, Патомский кратер (по названию плато и реки), или конус Колпакова.

История трех экспедиций

В состав экспедиции войдут шесть человек. Ровно половина — из иркутского Института геохимии СО РАН: возглавляет экспедицию ведущий научный сотрудник, кандидат наук Евгений Воробьев, также едут доктор наук Виктор Антипин, научный руководитель по геохимии второй (апрель 2003 года) и третьей (июль 2003 года) экспедиции), и еще один, пока не определенный участник.

От Института солнечно-земной физики и обсерватории ИГУ едут участник первой (октябрь 2002 года), экспедиции Дмитрий Семенов и Сергей Язев, директор обсерватории и непременный участник всех экспедиций по поиску болида. Еще один участник экспедиции — Анатолий Арсентьев, член Иркутского астрономического клуба и участник третьей экспедиции.

Судьба Витимского болида трудна и загадочна. Он упал 25 сентября 2002 года в 1 час 50 мин. След его падения видели многочисленные свидетели, а траекторию зафиксировали американские спутники. Тем не менее трем экспедициям, первая из которых состоялась уже через 28 дней после события, так и не удалось обнаружить ни эпицентра падения, ни сколь бы то ни было крупных обломков. В результате второй экспедиции из снега вытопили несколько миллиграммов метеоритной пыли.

По словам Виктора Антипина, в сухом остатке обнаружено никелистое и самородное железо. Почти наверняка это метеоритное вещество, потому что это вещество было найдено на определенной глубине снежного слоя в виде 100-микронных шариков. Витимский болид был либо железо-каменный, либо железный. И это то немногое, что о нем известно.

Участники третьей экспедиции, в которой принимало участие более тридцати человек из Иркутска, Москвы, Екатеринбурга и Красноярска, поспешили заявить, что она была последней, ибо крупных фрагментов и кратеров найти не удалось, а шансы обнаружить мелкие осколки метеорита во мху непроходимой тайги выглядели мизерными.

Странные сигналы сейсмостанций

Однако в связи с новыми расчетами ученые сделали еще одно предположение о месте падения небесного тела.

Дело в том, что через несколько десятков секунд после падения Витимского болида три сейсмостанции — в Пеледуе, Нелятах и Чаре — зафиксировали сигнал, который мог быть сейсмоволной от падения метеорита. Специалисты московского Института динамики геосфер РАН обработали эти сигналы и сделали расчеты координат эпицентра.

Похоже, что эти расчеты оказались ошибочными. Рассчитанная точка оказалась северо-западной окраиной поселка Мама, что противоречило всем собранным иркутянами данным. Все очевидцы рассказывали, что огненный шар улетел гораздо дальше, за горы, в сторону Бодайбинского района.

Тогда ученые иркутского Института земной коры взяли записи нелятской и чарской сейсмостанций и обработали самостоятельно. Оказалось, что это был не сигнал от болида, а помехи, случайное сотрясение земли. Но были найдены другие, более поздние сигналы, зафиксированные этими сейсмостанциями, которые можно было интерпретировать как приход инфразвуковой волны от взрыва метеорита.

По этим данным и были определены новые координаты падения Витимского болида. Теперь предполагается, что он прошел над Землей с большей скоростью и более низко и полого, поэтому улетел дальше, чем показывал американский спутник, — на территорию Бодайбинского района.

— Откровенно говоря, шансы найти что-нибудь малы — возможно, что тело взорвалось в воздухе и его разнесло по огромной территории, или он просто рассыпалось в атмосфере, и никакого эпицентра нет в природе, — прокомментировал ситуацию с очередной экспедицией директор обсерватории ИГУ Сергей Язев. — Мы едем искать крупные обломки. Если мы не найдем повреждений леса, то история поисков болида на этом закончится.

Главная цель четвертой экспедиции

Сибирское отделение РАН финансировало экспедицию не только ради поисков неуловимого болида. У ученых есть еще одна цель, которую сами участники называют главной целью экспедиции. Поиски Витимского болида пройдут в двухстах километрах от Бодайбо. А в полутора сотнях километрах от точки поиска находится странное геологическое образование, которое ученые давно окрестили Патомским кратером.

Это находящийся на склоне одной из сопок конус из дробленых известняковых плит высотой от тридцати до семидесяти метров. На верхушке находится кратер диаметром тридцать и глубиной пятнадцать метров, а внутри кратера, в центре, расположена небольшая горка. По словам Сергея Язева, все это очень похоже на лунный кратер.

Судя по всему, это молодое образование — острые глыбы еще не обточены ветром и осадками, а на его склонах нет ни грунта, ни травы. Ничего подобного в мире нет. Это новообразование нашел в 1949 году иркутский геолог Вадим Колпаков.

Он же высказал версию, что в этом месте упал сперхплотный метеорит, пробил земную кору. Подземные воды поднимались и зимой замерзали, увеличиваясь в объеме. Так, постепенно поднявшись по скважине до поверхности Земли, они вытолкнули известняк из-под земли, образовав новую, необычную гору.

С этой версией не согласился профессор Обручев, заявивший, что все места падений метеоритов — это воронки, а не горы, а сверхплотных метеоритов никто никогда не видел, хотя теоретически их существование и не отрицается. Сам уважаемый профессор настаивал на вулканической версии: в результате вулканической активности в этом месте прорвались газы и выдавили горные породы на поверхность. Иркутские ученые сомневаются в обеих версиях — никакой вулканической активности в этом месте Бодайбинского района просто не существует. Начальник экспедиции Евгений Воробьев выдвинул еще одну гипотезу, о которой ученые пока предпочитают не говорить: экспедиция поможет подтвердить ее или опровергнуть.

Кстати, существует версия, которую ученые всерьез не рассматривают. По ней Патомский кратер образовался в результате падения куска, оторвавшегося от Тунгусского метеорита при его падении в 1908 году.

Вадим Колпаков (сейчас он живет сейчас в Москве, ему 81 год) показал ученым место на карте, указал наиболее оптимальный маршрут и очень хотел идти сам, но здоровье уже не позволяет отправиться в дальний поход. Экспедиция несет с собой переносное бурильное оборудование, для того чтобы взять образцы, сделать точную датировку новообразования и при анализе в иркутском Институте геохимии определить причины образования этого странного геологического объекта, который планируется назвать конусом Колпакова.