Жители деревни Зады забывают свою историю

Уважаемая редакция, вам пишут студенты национально-гуманитарного института Боханского филиала Бурятского государственного университета.

В "СМ Номер один", в N 13 от 7 апреля 2005 г., напечатана статья Лелы Церадзе "Жители Лохово протестуют против смены названия". Мы прочитали о деревнях Лохово и Зады, где их "смешные" названия обыгрываются в несколько вольном ключе. Смех смехом, но хотелось бы прояснить историю происхождения названия деревни Зады Усть-Ордынского Бурятского автономного округа.

То, как жители д. Зады и, соответственно, жители Иркутской области интерпретируют название населенного пункта по прямому значению слова, свидетельствует об утрате прежде всего самими сельчанами-бурятами исторической и культурной памяти.

Слова, тем более топонимика населенных пунктов на бурятском языке, в русском переводе получают несколько иное значение. Поэтому восприятие жителями данной деревни своего названия и отказ от него в пользу названия Дурлай говорит о факте искажения хорошего, прекрасного наименования. Дело в том, что, согласно историческим сведениям, наряду с эхиритами, булагатами, хонгодорами в составе прибайкальских бурят на территории УОБАО распространились роды, не относящиеся ни к одному из трех вышеназванных племен: дурлай, толодой, гушид, курумчинский, дархат, киркиз-хана, басай, бужидай, быкот, замот, манхолют, хордут, сайгут. Они имели тюрко-монгольские корни.

Предки рода дурлай пришли с Алтая в период войны ойратов с халхасами в XVIII в. Дурлайцы славились своими шаманами. Их приглашали исполнять ритуалы в разные места округа. Потомки рода дурлай проживают ныне в улусе Задай Эхирит-Булагатского района, около Унхэр, а в ее распадке находятся священные камни, обладающие магической силой, способной вызывать бури, ветер со снегом. Древние герои монголов и бурят обладали силой этих камней — задай-шулун. В ранних китайских и монгольских исторических сочинениях говорится о племенах бурят-монголов, что пользовались волшебными камнями во время битв с неприятельскими войсками. Мужчины этого рода были известны как меткие стрелки. По преданиям, в старину дурлайцы а облавную охоту выставляли до 700 стрелков, без промаха поражающих бегущих зверей.

Таким образом, жители с. Задай, конечно, могут величать себя дурлайцами и говорить, что они из с. Дурлай, но первоначальное название села (на русском языке должно читаться как Задэ) получается священное, и надо, наоборот, гордиться таким названием.

Вот такая история с топонимикой и исторической культурной памятью народа.

Метки:
baikalpress_id:  39 979