Школа в профиль

Иркутские преподаватели разъясняют концепцию профильного образования

"В школе я мечтал стать главным стоматологом России, но поступил по коммерческому набору на юридический факультет нархоза. Затем бросил, стал учиться на психолога, получил диплом и сейчас работаю водителем в службе такси". Такая история не выдумана, и аналогичные ей совсем не редки. Чтобы как-то решить проблему осознанного выбора профессии, в том числе и нынешних учеников Иркутской области, по всей стране введен эксперимент по предпрофильной подготовке и профильному обучению. В Иркутске в рамках областного эксперимента на профильное обучение перешли десятые классы пяти школ еще с 1 сентября 2004 года. Массовый же переход старшеклассников на профильное обучение, независимо от их успеваемости, планируется в 2006 году.

Найти себя к десятому классу

— И в прошлом, и в этом году проводилась и сейчас ведется большая работа, — рассказывает Любовь Трук, начальник отдела общего образования департамента образования комитета по делам горожан города Иркутска. В 2004 году в эксперименте по профильному обучению и предпрофильной подготовке приняли участие пять средних общеобразовательных учреждений Иркутска: гимназии N 2 и N 25, центр образования N 47, лицей N 2, школа с углубленным изучением отдельных предметов N 26.

Почти каждая школа города готовит перспективный план предпрофильной подготовки и профильного обучения, который, кроме изменений в учебном плане, подразумевает новые формы работы. Важно отметить, что углубленное изучение профильных предметов действует с обязательным сохранением государственного образовательного стандарта и базисного учебного плана.

— За один год ученик должен апробировать от шести до десяти курсов, — продолжает Любовь Трук. — Это может быть сценическое искусство, фотодело, компьютерная графика, психология делового общения и т. д. К концу девятого класса учащийся должен выбрать профиль.

Министерство образования и науки РФ рекомендовало 13 профилей, позволяющих удовлетворить потребности каждого ученика. Это могут быть, к примеру, традиционные (гуманитарный, химико-биологический, физико-математический), а также социально-экономический, социально-гуманитарный, информационно-технологический, индустриально-технологический и т. д.

— Еще раньше мы поняли, что одного профиля будет недостаточно, — говорит Галина Кудрявцева, директор МОУ СОШ N 26 с углубленным изучением отдельных предметов. — Наша школа работает по программе углубленного изучения английского языка (даже вывески на кабинетах на русском и английском языках. — Прим. авт.), но, разумеется, по окончании школы дети поступают и на другие специальности, где английский язык может и не быть профилирующим. Чаще выпускники готовятся связать свою будущую профессию с иностранным языком — например, юрист-международник, экономист-международник.

— Возможен ли переход на другой профиль — скажем, за полгода до окончания школы?

— Да, но лучше это сделать в середине десятого класса, так как ученику придется наверстывать то, что уже упущено, а это дополнительная нагрузка, — поясняет Галина Кудрявцева.

Изменится и роль учителя в образовательном процессе: он будет не только давать знания, но и направлять учеников. А после прохождения каждого познавательного блока или раздела будут фиксироваться достижения ученика. По словам Татьяны Аксютич, руководителя социально-психологической службы МОУ школы N 65 с углубленным изучением отдельных предметов, профподготовкой должна заниматься школа, но не без помощи преподавателей высших учебных заведений. У потенциальных студентов не будет такого болезненного скачка из школы в вуз, и на первый курс они уже придут подготовленные и в психологическом, и в интеллектуальном плане. Кроме того, преподаватели высшей школы помогут представить конкретную профессию с ее достоинствами и недостатками, подскажут, какие умения потребуются от будущего специалиста.

Родителей — в единомышленники

— Одно из основных затруднений, которое возникнет при переходе на предпрофильную подготовку и профильное обучение, — превращение родителей в наших союзников. И здесь важно, насколько убедительно сумеет школа показать особенности профильного обучения", — размышляет Татьяна Аксютич.

Подводя итоги, можно сказать, что не все рады этому эксперименту. Одни отвечали: "Ведь учились же мы в общеобразовательной школе, и ничего, потом получили высшее образование и нормально работаем. А тут школа что-то выдумала, будет ребенку навязывать какие-то профили, появятся "ущербные" предметы — все успеть невозможно". Другие переживают, что вдруг ребенок заинтересуется такой профессией, которая вообще неперспективная, плохо оплачиваемая. Третьи опасаются за своих размечтавшихся детей, которые хотят поступать туда, где очень мало бюджетных мест, самому пробиться мало шансов, а родители не в состоянии оплатить учебу, или вообще на такую специальность у нас в области не учат.

Неоднократно родители ставили вопрос о несовместимости профильного образования и ЕГЭ, потому что последний вроде бы предполагает основательную подготовку по всем школьным предметам. По словам Валентины Бужигеевой, начальника отдела дошкольного, общего и дополнительного образования Главного управления общего и профессионального образования Иркутской области, такой проблемы не будет:

— Мы говорим о разных вещах. Профильное обучение — возможность ребенка как можно раньше сориентироваться на конкретную профессию, а ЕГЭ — это форма итоговой аттестации школьника. Экзамен называется единым не потому, что в нем собраны вопросы по всем дисциплинам. Он позволяет объективно оценить ученика, который по результатам выпускных испытаний сможет дистанционно поступить в вуз. Кроме того, нельзя утверждать, что учащиеся получат общее среднее образование строго по выбранному профилю: разумеется, останутся обязательные предметы — по ним школа тоже должна обеспечивать качественную подготовку.

В БГУЭП, где в этом году будут учитывать результаты единого государственного экзамена, ответили, что абитуриент все равно при поступлении выбирает экономическое или правовое направление.

Абсолютным успех быть не может

А дети боятся, что не смогут адаптироваться в новых коллективах, им жалко расставаться с одноклассниками. Еще проблема, которая может возникнуть, — низкая познавательная мотивация, когда ученик неоднократно меняет курсы, нигде не задерживаясь. Здесь задача педагогов — повышать эту познавательную мотивацию, менять форму подачи материала, творчески подходить к учебному процессу. Кроме того, не исключено, что после подготовки по профилирующим предметам выпускник все-таки передумает и захочет кардинально поменять специализацию.

С одной стороны, абсолютным успех быть не может. По-прежнему будут такие, кто так и останется на распутье... С другой — у старшеклассников не должно быть затянувшегося детства: к самостоятельному выбору профессии нужно подходить как можно раньше, а не после окончания средней школы. В студенческие годы должно быть понимание, что усилия прилагаются не зря, выбор сделан верно и нет досады за бесцельно потраченные годы.

Метки:
Загрузка...