Кредит может оформить любой глава крестьянского (фермерского) хозяйства

Проблем предоставления земельных участков для крестьянских хозяйств в области не существует

По существу вопросов, поставленных в газете "СМ Номер один" от 3.02. 2005 года (статья "Власти не дают развиваться иркутским деревням"), информирую:

Администрацией области проводится целенаправленная работа по развитию крестьянских (фермерских) хозяйств области.

На 1 января 2005 г. в области насчитывается 2893 крестьянских (фермерских) хозяйства, из них вновь организованных в 2004 году — 61 хозяйство.

В 2004 году фермеры имели 101,6 тыс. га сельскохозяйственных угодий, что составляет 6,4% от площади угодий всех категорий хозяйств. Доля валовой продукции составила 3,5% от общего объема продукции сельского хозяйства области, в т.ч.:

зерна — 70,5 тыс. тонн, или 16,7% от объема производства продукции всех категорий хозяйств;

картофеля — 12,1 тыс. тонн (1.5%);

овощей — 6,6 тыс. тонн (3,4%);

молока — 11,1 тыс. тонн (3,5%);

мяса — 2,8 тыс. тонн (3,1%).

В области действует механизм государственной поддержки сельскохозяйственных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств по приобретению племенных животных, сельскохозяйственной техники, элитных семян, минеральных удобрений, ядохимикатов, который осуществляется на основании Положения о порядке использования бюджетных средств, ежегодно утверждаемого губернатором области.

За отчетный год государственная поддержка КФХ из областного бюджета составила 26,6 млн рублей, или 7% от бюджета, выделенного на сельское хозяйство.

Рост государственной поддержки КФХ за последние 4 года очевиден:

2001 год — 9,3 млн рублей;

2002 год — 12,9 млн рублей;

2003 год — 14,6 млн рублей;

2004 год — 26,6 млн рублей.

Крестьянские (фермерские) хозяйства ежегодно приобретают трактора по льготным схемам 50х50, 25х75. Так, в 2001 году получено 14 тракторов, в 2002 г. — 22 трактора, в 2003 г. — 35 тракторов, 8 зерноуборочных комбайнов "Енисей", 1 кормоуборочный комбайн "Дон", в 2004 г. — 58 тракторов, 3 зерноуборочных комбайна "Енисей".

Кроме того, на поддержку крестьянским (фермерским) хозяйствам выделяются средства на компенсацию затрат по строительству животноводческих помещений, линий электропередачи, буровых скважин:

в 2001 году — 6342,6 тыс. руб.;

в 2002 году — 5630,0 тыс. руб.;

в 2003 году — 3780,0 тыс. руб.;

в 2004 году — 3829 тыс. рублей.

Как известно, государственная поддержка в области всем сельхозтоваропроизводителям, в т.ч. крестьянским (фермерским) хозяйствам, выделяется под конкретную продукцию. При этом существуют определенные правила, чтобы ее заработать. Желающие получить государственную поддержку ежегодно заключают соглашения с главным управлением сельского хозяйства, при этом необходимо ежеквартально отчитываться по производству. Выделение бюджетных средств идет на основе норматива, рассчитанного с учетом объемов производства сельскохозяйственной продукции.

В 2004 г. крестьянских (фермерских) хозяйств, вошедших в госреестр, было 182.

Крестьянские (фермерские) хозяйства также пользуются правом получать льготные кредиты с компенсацией 2/3 ставки Центробанка, в том числе инвестиционные и краткосрочные. За истекший год 10 крестьянских (фермерских) хозяйств получили кредит по льготной схеме в сумме 13,8 млн рублей. За полученный кредит крестьянским (фермерским) хозяйствам возмещена из Федерального бюджета часть затрат на уплату процентов по кредитам в сумме 850 тыс. рублей.

Кредит может оформить любой глава КФХ, заключивший кредитный договор с банком (конечно же, ведущий сельскохозяйственное производство).

Руководство области поддерживает и те крестьянские (фермерские) хозяйства, которые обрабатывают дополнительно арендованные земли, восстанавливают заброшенные деревни, предоставляют жителям рабочие места, активно участвуют в решении социальных вопросов деревни, реконструируют заброшенные фермы, наращивают поголовье скота. Такие фермеры есть в Тулунском районе (Лысенко С.К., Тюков Ю.Ю., Столяров Н.М., Ворон В.В.); в Черемховском районе (Егоров О.Г., Емельянов Н.И., Солнцев Н.И.).

И еще: в целях формирования многоукладного сельского хозяйства, укрепления сектора малых форм хозяйствования, в том числе крестьянских (фермерских) хозяйств администрацией Иркутской области разработана программа "Поддержка и развитие малого предпринимательства в Иркутской области на 2003—2005 гг.".

В рамках программы, учитывая специфику сельского хозяйства, отражены интересы частных предпринимателей — глав крестьянских (фермерских) хозяйств, и определены они как приоритетный вид деятельности.

Что касается земельных вопросов, то проблем предоставления земельных участков для КФХ в области не существует; причиной проблем является наличие нерационально используемых площадей сельхозугодий, которых в области насчитывается более 200 тыс. гектаров. Конечно же, всегда есть в земельных вопросах проблемы, особенно в пригородных районах. Законодательная же база позволяет решать эти вопросы положительно.

Ярким примером освоения нерационально используемых земель крестьянскими (фермерскими) хозяйствами можно назвать Тулунский и Куйтунский районы, которые ежегодно прибавляют к своим площадям по 2—3 тыс. гектаров пашни.

Крестьянские (фермерские) хозяйства в нынешних условиях, где главенствует дороговизна техники, вынуждены объединяться в производственные и кредитные кооперативы, тем самым облегчая выживание, в т.ч. и для молодых КФХ. В соседних регионах решение этих проблем взяли на себя ассоциации и некоммерческие партнерства крестьянских (фермерских) хозяйств.

4 февраля 2005 года состоялось областное собрание по итогам года некоммерческого партнерства крестьянских (фермерских) хозяйств. Все выступающие фермеры, без исключения, подтвердили правильность подхода к развитию крестьянских (фермерских) хозяйств со стороны областной администрации. Результаты работы крестьян налицо!

Мэры Куйтунского, Черемховского, Зиминского районов, приглашенные на слет фермеров, с удовольствием и благодарностью отметили работу КФХ.

Несмотря на сложное экономическое положение аграрного сектора, в целом фермерство нашло свою социально-экономическую нишу в многоукладном аграрном производстве в условиях проводимого курса на преимущественную поддержку крупных сельскохозяйственных предприятий (организаций).

Необходимо отметить, что в Иркутской области в настоящее время действует 23 интеграционных объединения, которые можно разделить на два типа:

— созданные на базе сельхозпредприятий — ОАО "Белореченское", ОАО "Окинское", ЗАО "Монолит" и другие. Здесь предприятием-инвестором является организация со статусом сельскохозяйственной;

— созданные с участием предприятий перерабатывающей промышленности — ОАО "Иркутский масложиркомбинат", ОАО "Тpyд", ОАО "Кедр", ОАО "Тулунский гидролизный завод" и другие. Здесь предприятием-инвестором является организация переработки сельхозпродукции.

По отчетным данным, в 2004 году предприятиями, входящими в интеграционные объединения, произведено свыше 20% от общего объема зерна при доле в структуре пашни области 14%. Хозяйствам, входящим в интеграционные объединения, принадлежит 18,6% от общеобластного поголовья КРС, 4.7% свиней, 100% птицы. При этом такие хозяйства поставили свыше 45% от общего объема произведенного в области мяса, 23% молока и 100% яиц.

Доля сельхозтоваропроизводителей, входящих в интеграционные объединения, в общем объеме выручки от реализации сельхозпродукции составила 45%. Произведенные цифры говорят о высокой эффективности интеграционных объединений в АПК. И наконец, если посчитать, сколько выделено государственных средств из областного бюджета на 1 га сельхозугодий, то вырисовывается следующая картина: сельхозтоваропроизводителям на 1 га пашни приходится 493,4 рубля, КФХ — 435,3 рубля.

Немного об авторе статьи: Лабарешных Л.Д. организовал крестьянское (фермерское) хозяйство 4 года назад на площади 1 га, имеет поголовье крупного рогатого скота в количестве 16 голов, в том числе 10 коров.

Являясь членом Совета некоммерческого партнерства КФХ и принимая участие в общих собраниях некоммерческого партнерства крестьянских (фермерских) хозяйств, Лабарешных Л.Д. просто обязан был знать о реальных делах крестьянского (фермерского) движения и о механизмах оказания государственной поддержки сельхозтоваропроизводителям.

Начальник отдела по работе с КФХ, ЛПХ, садоводами и огородниками А.Ф.Сериков

От редакции

Напомним, что в N 4 "СМ Номер один" от 3.02. 2005 года была опубликована статья нашего корреспондента Светланы Михеевой "Власти не дают развиваться иркутским деревням", где было высказано мнение главы фермерского хозяйства Льва Лабарешных из села Оек Иркутского района в отношении аграрной политики местных чиновников. Речь шла о том, что в области происходит все большая монополизация рынков молока и мяса, следовательно бюджетную поддержку получают лишь крупные хозяйства области. Фермер уверен, что маленьким хозяйствам сознательно не дают развиваться, чтобы они не стали конкурентоспособны частным агрохолдингам. И в конечном счете все это отражается на ценах на продукцию. Судя по официальному ответу от ГУСХ, проблем, о которых говорит фермер Лев Лабарешных, не существует. Мы приглашаем к диалогу других фермеров области, чтобы они могли высказаться на страницах нашей газеты.

Метки:
baikalpress_id:  39 987