У Иркутска украли орден

На въезде в Иркутск со стороны Ангарска осталось только бетонное изваяние названия города

Долгие годы на въездном знаке Иркутска, расположенном по Московскому тракту, красовался макет ордена Октябрьской Революции. Сам орден город получил в 1986 году за заслуги трудящихся Иркутской области в революционном движении, вклад в борьбу с немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны, успехи, достигнутые в хозяйственном и культурном строительстве.

Орден в Иркутск прислали из Верховного Совета СССР, и по сей день награда из серебра с золотыми серпом и молотом хранится в спецотделе мэрии вместе с особо важными документами.
В 1986 году Иркутск как раз отмечал свое трехсотлетие, и к этой дате въездные знаки города было решено украсить макетами ордена.
При въезде со стороны Хомутово установили стелу с орденом, а при въезде со стороны Ангарска стела уже была, и специальная комиссия выехала на место, чтобы определить, как лучше разместить орден на малом архитектурном сооружении.
Председателем Ленинского исполкома народных депутатов тогда был Геннадий Штанько, и ему поручили заняться этим вопросом.
Геннадий Васильевич рассказал, как партийные лидеры вместе с художниками и архитекторами на месте обговаривали возможность украшения въездного знака орденом. Были произведены замеры и разработан проект.
Макет изготовили буквально за месяц, и, когда на трехсотлетие города в Иркутск стали прибывать делегации из соседних районов, их встречали уже возле обновленного знака.
Старейшие работники завода имени Куйбышева, которые сейчас трудятся в Иркутской литейной компании, помнят, как отливались ордена.
Один, из бронзы, отлили для стелы, расположенной на въезде в Иркутск со стороны Хомутово. Сначала делали модель, форму, потом заливали. Готовый макет ордена весил около тонны.
По словам Василия Кадникова, начальника модельного цеха, еще один отлитый на заводе орден стоял на пьедестале подле польского костела. Про макет ордена на Московском тракте литейщики точно ничего сказать не смогли. Но, по словам Владимира Сарапулова, начальника производства, в то время, кроме завода имени Куйбышева, никто такую работу выполнять бы не взялся. Все макеты орденов отливали на заводе, причем делали это в основном из бронзы, потому что чугун льется сложнее. Со временем бронза чернеет и издалека становится похожей на чугун. Но если ее отмыть, то заблестит, как новая.
Однако на сохранившихся фотографиях макета ордена видно, что это не литье. Работа напоминает скорее чеканку по металлу. Как бы то ни было, сейчас этого ордена нет. Как и до 1986 года, на обочине дороги стоят одинокие буквы.
Выяснить, в чьем ведении находится этот знак, "СМ Номер один" не удалось. В управлении архитектуры и градостроительства Иркутска о знаке смогли сообщить только то, что он есть. В администрации Ленинского округа то же самое.
Ни управление по архитектуре и градостроительству Иркутской области, ни администрация Иркутского района к подобным стелам отношения не имеют.
В Центре сохранения историко-культурного наследия рассказали, что въездные знаки к памятникам не относятся. В городском управлении культуры такими малыми архитектурными формами также никто не занимается. А в Музее истории города Иркутска про знак вообще ничего сказать не смогли.
Так как знак с украденным орденом находится на придорожной территории федеральной трассы Красноярск — Иркутск, можно было бы предположить, что за ним присматривают дорожники. Однако в управлении автомагистрали Красноярск — Иркутск "СМ Номер один" сообщили, что специалисты отдела землепользования и имущественных отношений уже пытались выяснить, кому принадлежат все стелы и въездные знаки, разбросанные по трассе. Время от времени специалисты отдела инвентаризируют объекты и натыкаются на эти архитектурные формы. С управлением автомагистрали стелы не согласованы.
Не удивительно, что исчезновение ордена с въездного знака города никто не заметил — хозяина нет. Символ орденоносности Иркутска, по всей видимости, давно сдали в пункт приемки металла и отвезли в Китай — там он, наверное, нужнее.

Метки:
baikalpress_id:  2 491