Приоритеты бюджета города Иркутска

Две недели назад депутаты городской думы приняли бюджет Иркутска. Как и в предыдущие годы, главный финансовый документ имеет социальную направленность. Это значит, что, несмотря на дефицит в 280 миллионов рублей, в 2005 году будет сохранено финансирование всех социально значимых статей, увеличены расходы на поддержку социально незащищенного населения, на питание школьников из малообеспеченных семей, на выплату компенсаций детям-сиротам, а также на содержание жилищно-коммунальной отрасли и капитальный ремонт муниципального жилья.

Формирование бюджета Иркутска прошло в условиях начатых в стране реформ. В связи с разграничением полномочий по закону РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления" теперь из мероприятий по социальной поддержке от города ушли полномочия по льготному зубопротезированию, по бесплатному благотворительному питанию, по льготному обеспечению населения топливом. Теперь этим будут заниматься областные власти. Наряду с этим 1 миллион рублей из городской казны будет направлен в виде субсидий жилищным предприятиям, РЭУ и ДЭЗам, на ремонт ветхого и аварийного жилья и 50 миллионов — на новую муниципальную целевую программу "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда".
Александр Чичиков, ОАО НПК "Иркут", административный директор, депутат-координатор городской думы, округ N 7:
— В городском бюджете 2005 года большинство программ оставлено в действии, хотя, исходя из реальной ситуации, их можно было сократить, но мы не можем бросить социально незащищенных иркутян на произвол судьбы. В прошлом году федеральная власть забрала себе часть функций, которые прежде были закреплены за муниципалитетом. Изменились финансовые потоки, обеспечивающие социальную сферу. Это значит, что в городе осталось меньше средств, что формирование доходной части бюджета стало складываться совсем по-иному. Я не исключаю, что некоторые статьи придется дорабатывать в течение года. Надо искать все возможные источники пополнения бюджета города Иркутска.
Жанна Есева, МУЗ "Городская клиническая больница N 8", главный врач, депутат городской думы, округ N 5:
— Несмотря на финансовые сложности, в этом году впервые появились две новые программы — по переселению горожан из ветхого и аварийного жилья и по пожарной безопасности. По-прежнему продолжат свое существование раннее принятые социальные программы по материнству и репродуктивному возрасту женщин, программа "Здоровый ребенок" и т. д. Эти программы уже дали свой положительный результат. Кроме того, в бюджете этого года предусмотрены средства на повышение зарплаты бюджетникам. Льготы должны получать не только ветераны и инвалиды, но и горожане, имеющие хронические, тяжелые заболевания. Их мы обязаны финансировать из городского бюджета. В бюджете этого года предусмотрены средства для диабетиков, астматиков, ВИЧ-инфицированных, страдающих туберкулезом. Я рассматриваю принятие уже не одного бюджета, и всегда основной финансовый документ направлен на максимальное обеспечение жизнедеятельности города.
Ирина Цвигун, БГУЭП, декан факультета мировой экономики, депутат городской думы, округ N 10:
— Мы прекрасно понимаем, что в Иркутске должны работать все социальные программы и программы по общему функционированию города в целом. Такие программы, как по реконструкции жилья, по энергосбережению... Сохранение этих программ — политически верное решение. Мы сумели не только сохранить прежние программы, но и принять две новые. Работа была достаточно сложной. Бюджет комплексно решает все проблемы города. С введением монетизации нам пришлось целенаправленно и приоритетно работать над социальной защищенностью горожан.
Сергей Коровин, ОАО "Медицинская акционерная страховая компания", заместитель генерального директора, депутат городской думы, округ N 19:
— Это оптимальный бюджет, который мы смогли подготовить совместно с финансистами. Но одного оптимизма недостаточно. Надо серьезно трудиться над пополнением доходной части. Доходная часть — это ведь не только налоги. Надо активизировать деятельность самой администрации. В этом плане нашему комитету по управлению муниципальным имуществом отдана большая прерогатива по наполнению доходной части. Деньги быстро расходуются, а собирать их всегда трудно, поэтому нам еще раз надо задуматься над путями пополнения городской казны.
Игорь Мельников, заместитель прокурора Иркутской области:
— Каких бы то ни было претензий с правовой стороны к главному финансовому документу нет. Мы внесли две поправки, которые имели лишь редакционный характер. Впервые были предусмотрены приоритеты в расходовании бюджетных средств и среди приоритетов, самый основной — зарплата работников бюджетной сферы. Пункт 10 закрепляет приоритетное направление расходов бюджета на 2005 год. Несмотря на то что Бюджетный кодекс РФ не предусматривает установление приоритетных направлений расходов бюджета, тем не менее, можно согласиться, что в условиях дефицита бюджета определяются те его направления, которые при недостаточности бюджетных средств должны финансироваться в первую очередь. В бюджете Иркутска таковым направлением является оплата труда работников бюджетной сферы и сохранение социальных гарантий.
Что касается изменений тарифов на услуги ЖКХ, то здесь единственное требование с точки зрения закона — это право изменять их на основании результатов независимой экспертизы фактических затрат. Тарифы меняются либо с принятием самого городского бюджета, либо с внесением изменений в бюджет. Вот единственное требование. Пока этих законных требований Иркутск придерживался.

Метки:
baikalpress_id:  2 381