Купец древнего сибирского рода

Александр Сибиряков — предприниматель, меценат и путешественник

Нельзя сказать, что нашим соотечественникам неизвестно имя Александра Сибирякова, но для многих оно связано не с человеком, а с ледокольным пароходом "Александр Сибиряков". О самом Александре Михайловиче можно найти определенные сведения в энциклопедиях и словарях, небольших статьях, появившихся в последнее время. Однако ни одной серьезной, обстоятельной работы о Сибирякове нет.

Наследник четырех миллионов
Александр Сибиряков принадлежал к седьмому поколению одного из самых древних, богатых и влиятельных родов Сибири, который вел свое происхождение от крестьянина Устюжской провинции Архангелогородской губернии Афанасия (около 1676—1754 гг.). Отец Сибирякова был купцом 1-й гильдии, совладельцем винокуренных заводов, богатых золотых приисков, Бодайбинской железной дороги, пароходства. Под конец жизни его состояние оценивалось в 4 миллиона рублей.
Александр Сибиряков родился 26 сентября 1849 года в Иркутске. В то время купцы уже стали давать серьезное образование своим детям. Сибиряков закончил гимназию, затем политехникум в Цюрихе. После смерти отца получил свою долю участия в Прибрежно-Витимской золотопромышленной компании, Компании промышленности в различных местах Восточной Сибири и в Компании Ленско-Витимского пароходства. Кроме того, он приобрел Александро-Невский стекольный завод и писчебумажную фабрику. Помимо уже существовавших предприятий Сибиряков создал новые: буксирное пароходство на Ангаре и Амурское общество пароходства и торговли.
Но предпринимательская деятельность не была для Сибирякова единственной целью — как почти для всех купцов и промышленников. Им владела идея развития Сибири путем "улучшения сообщений, устройства в ней дорог и каналов, морских сношений ее с соседними странами...".
Экспедиции в северные моря
Первые шаги Сибиряков предпринял сразу же, как только получил наследство. Он начал с содействия освоению Северного морского пути, продолжив дело М.К.Сидорова, благодаря трудам и средствам которого в 1874 году шотландский капитан У.Уиггинс совершил первое плавание из Европы в устье Обской губы в Северном Ледовитом океане. В 1875 году на средства Сибирякова Уиггинс вновь отправился в плавание, но поздно вышел в море и доплыл лишь до о. Колгуев. Успешным было следующее его плавание в 1876 году, финансированное Сибиряковым и английским предпринимателем Гардинером: корабль, отплывший из Англии, прошел к устью Енисея и поднялся по нему вверх до впадения реки Курейки.
Но самым значительным было участие Сибирякова в организации знаменитой экспедиции А.Э.Норденшельда по Северо-восточному проходу и вокруг Евразии в 1878—1880 годах. Еще в 1875 году шведский мореплаватель получил от Сибирякова 25 тысяч рублей для дальнейших исследований в северных морях. На следующий год он совершил плавание к Енисею, открыл остров в устье этой реки и назвал его островом Сибирякова.
В июле 1878 году началось сквозное плавание по Северо-восточному проходу. При подготовке экспедиции большое значение имели сведения о Сибири и состоянии льдов в прилегающих к ней морях, присланные Сибиряковым. Финансировали экспедицию Сибиряков, гетеборгский предприниматель Диксон и, как частное лицо, король Швеции и Норвегии Оскар II, причем на долю Сибирякова пришлось в целом около 40% всех расходов.
Кроме основного судна "Вега" в состав экспедиции входили пароход "Лена", специально построенный в Швеции на средства Сибирякова и следовавший до устья Лены, и зафрахтованные им корабли "Фразер" и "Экспресс", которые должны были доставить на Енисей европейские товары, а обратно в Европу — сибирский хлеб.
"Веге" пришлось зазимовать в Колючинской губе, не дойдя всего 100 миль до Берингова пролива; зимовка продолжалась десять месяцев. Все это время в мире росло беспокойство за судьбу экспедиции Норденшельда, обсуждались планы помощи, рассылались телеграммы. Но реальные действия предпринял только Сибиряков. Находясь в Цюрихе, он поручил своему доверенному в Иркутске И.П.Гундерину найти место зимовки экспедиции и оказать помощь. Когда это не удалось, Сибиряков срочно построил в Швеции пароход "Норденшельд" и отправил его южным путем вокруг Евразии к берегам Чукотки. Пароход потерпел крушение около Японии, но был спасен; экипаж не пострадал. "Вега" же, как оказалось, не нуждалась в помощи; 20 июля 1879 года она прошла Беринговым проливом, а 24 апреля 1880 года вернулась в Стокгольм.
Швеция оценила заслуги всех организаторов и участников экспедиции. Сибиряков был награжден орденом Полярной звезды, избран почетным членом Шведского общества антропологии и географии, членом-корреспондентом Общества военных моряков, членом научного и литературного обществ г. Гетеборга. Россия также оценила тех, кто обеспечил успех экспедиции: Норденшельда, короля Оскара II, Диксона, капитана "Веги" А.Паландера и даже чукчу Менка (за доставку почты с "Веги"). Удивительно, что лишь Сибиряков никак не был отмечен на родине.
Неудачная попытка обуздать Ангару
В последующие годы попытки самого Сибирякова на пароходе "Оскар Диксон" (1880 г.) и снаряженных им экспедиций на корабле "Норденшельд" (1882-1885 гг.) пройти через Карское море к Енисею оказались неудачны. Это привело его к решению остановиться на Печоре и через нее установить связь Сибири с Европой. Сибиряков связал Печору с Обью дорогой. Она стала известна как Сибиряковский тракт на север, и этот тракт успешно действовал до 1898 года. Сибирские грузы вывозились в Печорский край, Мезенский уезд, на Мурманский берег, в Северную Норвегию, Данию.
Соединение Оби с Печорой было только частью обширного плана Александра Михайловича по связи всех основных районов Сибири как между собой, так и с европейской Россией и другими странами. Этот план сложился в результате предпринятых им нескольких экспедиций 80—90-х годов в различные районы Сибири и Дальнего Востока.
Еще одной частью плана была работа по улучшению условий судоходства на Ангаре. Сибиряков получил привилегию для организации буксирного пароходства в порожистой части Ангары сроком на пять лет, и в 1888 году на реке начали взрывать пороги и прокладывать по дну цепь для туэрных (цепных) судов. Однако преодолеть самый порожистый участок Ангары не удалось, и Сибиряков ликвидировал предприятие, истратив более миллиона рублей.
Проблемы путей сообщения в Сибири и связи ее с другими странами волновали Александра Михайловича многие годы. Он посвятил им две книги и около 30 статей, опубликованных в 1881—1914 годах главным образом в томской газете "Сибирская жизнь".
На благо Сибири и Иркутска
Благотворительная деятельность Александра Михайловича была направлена главным образом на развитие просвещения и культуры Сибири. Самое известное его пожертвование — 100 тысяч рублей в 1878 году первому сибирскому университету в Томске, за что Сибиряков был награжден орденом Св. Владимира 3-й степени.
В 1904 году Александра Сибирякова вместе с Дмитрием Менделеевым избрали в почетные члены Томского университета. До них этого звания были удостоены лишь император Николай II и министр просвещения граф И.Д.Делянов.
В 1883 годов Сибиряков выделил Академии наук капитал в 10 тысяч рублей, на проценты с которого один раз в три года должна была присуждаться премия за лучшее историческое сочинение о Сибири.
Много доброго и полезного сделал Александр Михайлович и для своего родного Иркутска. Он пожертвовал 800 тысяч рублей на создание и содержание четырех начальных училищ им. А.М.Кладищевой (своей сестры, умершей в возрасте 22 лет), 50 тысяч рублей — на учреждение высшего технического училища, 12 тысяч рублей — на устройство типографии газеты "Сибирь". Иркутской гимназии он подарил скульптуру М.М.Антокольского и три пейзажа И.К.Айвазовского, публичной библиотеке — много ценных изданий на русском и иностранных языках (в том числе "Полное собрание летописей" и "Известия Географического общества" за несколько лет). Он передал городу две пожарные машины, заново отстроил разрушенное пожаром здание приюта для бедных, созданного его отцом, участвовал в сборе средств для строительства нового театра взамен сгоревшего.
Еще одна сфера благотворительной деятельности Александра Михайловича — строительство и благоустройство церквей. В Иркутске, в Ремесленной слободе, он построил храм во имя иконы Казанской Божьей Матери, сохранившийся до сих пор; в Вознесенском монастыре благоустроил главный храм; подарил землю для строительства богадельни для вдов и сирот духовного звания.
Город оценил заслуги Сибирякова, присвоив ему в 1893 году звание почетного гражданина Иркутска.
Последние годы жизни
Миллионные затраты на финансирование экспедиций, постройку кораблей, создание тракта на север, работы на Ангаре, благотворительность сильно сократили состояние Сибирякова. В начале ХХ века он отошел от активной предпринимательской деятельности, передал дела сыну и уехал из Иркутска. Жил в Ницце, Батуми, Париже, Цюрихе. В 1920 году шведский консул в Ницце разыскал Сибирякова. Александр Михайлович жил в глубокой бедности. Благодаря усилиям консула и председателя Географического общества в Стокгольме шведское правительство в 1921 году назначило Сибирякову пожизненную пенсию в размере 3000 крон ежегодно.
Умер Сибиряков 2 ноября 1933 году в Ницце. Три шведа и одна француженка, хозяйка гостиницы, шли за гробом человека, который, явив пример "бескорыстного служения общему делу... имеет все права на признательность своих соотечественников".
Имя Александра Сибирякова донесли до наших дней названия нескольких кораблей. Первым был пароход, построенный в 1908 году в Англии; в 1915 году он был куплен Россией и назван "Александр Сибиряков". Он имел героическую историю. В 1932 года этот корабль совершил первое сквозное плавание по Северному морскому пути за одну навигацию. Тогда Александр Михайлович был еще жив и, наверное, узнал об этом. В 1942 году "Сибиряков" в неравном бою с немецким крейсером погиб. В его честь этим именем был назван другой ледокольный пароход (плавал до 1972 года), а позднее — теплоход, плавающий и поныне.

Метки:
baikalpress_id:  20 471